[10.04.2ОО3] Интервью с Чрезвычайным и Полномочным Посолом Кыргызской Республики в Индии Б.Бешимовым
Сотрудничество с Бреттонвудскими международными финансовыми институтами было успешным для тех стран, где рекомендации зарубежных специалистов сочетались с последовательными и эффективными реформами. Успех реформ зависит во многом от согласия и стабильности в обществе… Особое внимание необходимо уделить диверсификации экономики и принять программу развития экспорта. Почему? Наша малая по объему экономика очень и очень уязвима. Состояние сельского хозяйства, гидроэнергетики и горнодобывающей промышленности Кыргызстана, имеющих решающее значение для страны, сильно зависит от природных условий, внешних шоков и экономической политики соседей. Более 67% общего экспорта товаров Кыргызстана ныне представлено семью видами. Значит, надо усиленно развивать, к примеру, перерабатывающую промышленность, туризм, информационные технологии и т.д.
Я уже говорил о важности создания Ассоциации экспортёров Кыргызстана. Она создана, и теперь необходимо продумать комплекс мер государственной поддержки экспортёров. Ввели НДС на сельхозпродукцию, теперь надо помочь фермерам выйти на мировые рынки со своей продукцией и предусмотреть страхование экспортной продукции от возможных рисков. Мы должны институционализировать информационно- техническую помощь сельхозпроизводителям. Думаю, доноры поддержат наши усилия сделать экономику гибкой и мобильной. Важно также, на мой взгляд, поставить вопрос о реформировании банковского сектора, где главным должно быть создание условий для увеличения совокупного собственного капитала банков. А иначе как мы увеличим объем внутренних инвестиций и достигнем 5% и выше экономического роста? Особо следует обозначить действия по борьбе с коррупцией и совершенствованию госуправления…
Необходимо продолжить начатую работу по разумному администрированию налогов. Мне кажется, можно увеличить акциз на винно-водочную продукцию, предложить налоговые каникулы для ввозимых в страну высоких технологий целевого назначения. Нужно пересмотреть эффективность использования госсредств по некоторым позициям…
У нас доля расходов по отношению к ВВП все эти годы превышала доходы в основном из-за необходимости смягчать социальную напряженность в обществе. Поэтому важно не допустить опасного дисбаланса ввиду грядущих политических событий 2004-2005 годов и избавляться от ненужных расходов. Мы не можем упустить полностью управление внешним долгом. Необходимо отдельно зафиксировать задачу перестройки работы таможенной и налоговой служб. Надо добиться введения современной системы статотчётности и аудита.
…Не следует допускать дефицита госбюджета более 5% к ВВП. Но, к сожалению, я не располагаю всеми цифрами для компетентного размышления по этому вопросу…
…НБКР проводит похвальную работу по сдерживанию инфляции и в целом сохранению макроэкономической стабильности в стране. Главное теперь — добиться доверия населения к банкам и аккумулировать средства для внутренних инвестиций. Банковский бизнес должен быть самостоятельным и способным приносить прибыль, помогая деньгам вкладчиков встречаться с инвестициями заемщиков…
Нам нужны банки, способствующие эффективному размещению финансовых ресурсов в экономике и оптимизирующие платёжный оборот. Доведение общего объема активов банковской системы до, скажем, 15 млрд. сомов (чуть больше 10 млрд. сомов, по мнению специалистов, спрятано населением в «чулках»), т.е. более 20% от ВВП, несомненно, позволило бы повысить уровень кредитования частного сектора. Значит, мы нуждаемся в надёжной системе страхования депозитов, которой, к сожалению, нет. Надо скорей вводить систему платежей международного стандарта. Для меня до сих пор неясна политика НБКР в отношении определения роли государственных банков. Полагаю здесь есть серьёзные проблемы. Например, я бы предложил кардинально реформировать РСК, может быть, продать ее солидным компаниям. Чтобы ограничить вред от некоторых не очень хороших национальных привычек в банковском бизнесе, надо бы реально перейти к корпоративному управлению.
…Можно предположить два сценария развития экономики — желаемый и плохой. Первый предполагает при благоприятной внешней обстановке достижения ежегодного экономического роста и модернизации инфраструктуры. Тогда развитие приобретёт более устойчивый характер. Это в интересах народа Кыргызстана. Второй вариант: принести развитие экономики в жертву политике и поставить себя по существу в безнадёжное положение. К тому же в мировой экономике происходят тревожные события — такие как рецессия, сокращение инвестиций, изменение ценовой политики. Возможно, война в Ираке больно отразится на экономике некоторых наших партнёров, изменит направленность и объемы мировых финансовых потоков. Это может негативно повлиять на состояние нашей экономики.
«Общественный рейтинг», 10 апреля 2003