[10.11.2OO2] Импортный диктат. Р.Караев

Кыргызстан – страна привередливого потребителя. Такое впечатление складывается при знакомстве со структурой импорта. Отечественный рынок, похоже, поделен на сферы влияния других государств.
 
Пивное дело, судя по данным Нацбанка, принадлежит России. За полгода кыргызстанцы, по официальным подсчетам, выпили около 2.7 млн. литров разных сортов хмельного напитка на сумму $1.4 млн.!
 
Пиво, кстати, занимает одну из лидирующих позиций в списке товаров, завезенных в республику из России. По сумме, уплаченной производителю, бутылочно-разливной хмель опережают лишь шины для грузовиков, бензин и керосин. Однако по массовости употребления им до пива далеко!
 
Казахстан славен в Кыргызстане контрабандным дизтопливом и бензином. Однако официально соседняя республика выручает основную массу валюты от продажи керосина, угля и пшеницы. Выручка от продажи этих товаров переваливает за половину от всего объема казахского экспорта в нашу страну – свыше $30 млн.
 
В Кыргызстан за полгода завезено около 693 тыс. тонн твердого топлива, 101 тыс. тонн пшеницы и 40 с лишним тысяч тонн керосина.
 
В сфере узбекского импорта первое место по-прежнему держит природный газ. Затем – электроэнергия.
 
За полгода Кыргызстан получил около 476 млн. кубометров узбекского газа. Фактически в отечественных плитках сгорело 22 с половиной миллиона баксов. И электроэнергии соседской нажгли еще на 4.5 млн. Остальные товары от Ташкента у нас фактически не котируются.
 
Беларусь дорога Кыргызстану техникой. И, прежде всего, – тракторной. Сельскохозяйственные машины, завезенные в нашу республику из Беларуси, — большая половина всей доли экспорта этой страны в нашу. Набежало, правда, за тракторы немного – $1.8 млн.
 
Китайцы, как правило, больше всех греют руки на торговых сделках, главным предметом которых являются ткани. Либо – ширпотреб. В нынешнем году, правда, в лидеры экспортных товаров выбилось оборудование для производства бумаги и картона. Впрочем, и объем одежно-обувной коммерции не мал. За полгода в республику ввезено около 2.5 млн. пар обуви, 9.7 млн. пар чулок и носков, 5.5. млн. штук нижнего белья! Утеплиться на зиму хватит. Особенно – на время забастовок ТЭЦ.
 
А вот из немецких товаров кыргызстанцы предпочитают автомобили. За первое полугодие позапрошлого года таможенные границы республики пересекло свыше 10 тыс. приобретенных на рынках Германии легковых машин. В прошлом – более 7.5 тыс. В нынешнем, правда, лишь несколько десятков. Зато уменьшившееся число легковушек легко компенсировано ввезенными микроавтобусами. Их Нацбанк насчитал около 4 тыс.
 
Из американского импорта кыргызский рынок, по данным Нацбанка, радуют глаз только медикаменты. А еще несколько лет назад республика баловала себя пшеницей заокеанских фермеров и соевыми бобами. Теперь и на свои бобы как-то не хватает.
 
В торговле с Турцией успехи также небольшие. Импорт из Анатолии за 6 лет сократился в 4 раза. Сейчас оттуда ввезут мелкие партии пуловеров и кофт, моющие средства и тару. А вот экспорт туда вновь потянулся к верхним показателям. В прошлом году из Кыргызстана в Турцию вывезли продукции на сумму вдвое меньше нынешней, стыдливо перевалившей за $8 млн.
 
А в целом, как утверждают специалисты Нацбанка, общий объем кыргызского экспорта увеличился. Вывоз сырья возрос на 48%, а товаров потребления – на $8 млн. Суммы невелики. Но, похоже, в правительстве больше придерживаются линии «курочка по зернышку клюет».
 
Р.Караев, «АиФ Кыргызстан», №46, ноябрь 2002