1

[11.10.2OO2] Лицензии на международную связь у СП «КАТЕЛ» никогда не существовало

После появления в СМИ статей о грубых нарушениях прав СП «КАТЕЛ» органами государственного управления, Государственное агентство связи, как орган регулирования в сфере телекоммуникаций, излагает в хронологическом порядке историю взаимоотношений СП «КАТЕЛ» с различными структурами республики и свою точку зрения по данному вопросу.
 
10 июля 1992 г. фирме «ТК Тел, ЛТД» — учредителю «КАТЕЛ» с американской стороны – Госкоминвестом КР выдана лицензия на иностранную инвестицию в Республику Кыргызстан № 01/321, по которой фирма «ТК Тел, ЛТД» получает право осуществлять инвестиционную деятельность на территории Республики Кыргызстан в форме совместного предприятия в области создания и эксплуатации коммерческих сетей связи и коммерческой деятельности. При этом кыргызская сторона не брала никаких обязательств по выдаче лицензии на международную связь создаваемому предприятию.
 
В действительности в июле 1992 г. Министерство связи Республики Кыргызстан выдает Генеральную лицензию № 01-17/483 фирме «The Klinz Group Inc.», которая дает фирме «The Klinz Group Inc.» разрешение на создание и использование сотовых сетей подвижной радиотелефонной связи для организации телефонных разговоров и передачи данных. Если процитировать положения данной генеральной лицензии, то она явилась составляющей уставного капитала Министерства связи Республики Кыргызстан по созданию совместного предприятия “КАТЕЛ”.
 
Этой лицензией право СП «КАТЕЛ» предоставлять услуги междугородней и международной связи не предусмотрено.
 
В начале 1994 года условия предоставления кредита Всемирного Банка и Европейского Банка Реконструкции и Развития по телекоммуникационному проекту были уже обговорены. Одним из основных условий (обеспечивающих возвратность кредита) было предоставление ГПЭС «Кыргызтелеком» на определенный срок эксклюзивного права на услуги междугородней и международной связи.
 
Поэтому Постановлением Госкоминвеста от 16 апреля 1994 года № 8 гарантируется получение «Кыргызтелекомом» соответствующей лицензии на эксклюзивные услуги.
 
В период с 1994 по 1997 года оказание услуг междугородней и международной связи осуществлялось только одним оператором – «Кыргызтелеком», который был в законодательном порядке наделен всеми правами на осуществление такой деятельности.
 
Так как в то время АО «Кыргызтелеком» (ГПЭС «Кыргызтелеком) не имел собственной земной станции спутниковой связи, то эксплуатация канала спутниковой связи Кыргызстан-Германия на основе аренды космического сегмента на российском спутнике «Горизонт-53» осуществлялась при техническом содействии СП «КАТЕЛ» не на основании лицензии СП «КАТЕЛ» (поскольку ее не существовало), а на основе договора между ГПЭС «Кыргызтелеком» и СП «КАТЕЛ», заключенного 05.12.94 г.
 
Ни в договоре, ни в приложениях к нему нет упоминаний о том, что ГПЭС «Кыргызтелеком» будет пользоваться исключительно международными каналами СП «КАТЕЛ» и не будет создавать свои каналы междугородней и международной связи. То есть в договоре не предусматривались какие-то права СП «КАТЕЛ» на международную связь.
После введения ГПСЭ «Кыргызтелеком» в эксплуатацию в декабре 1996 года земной спутниковой станции стандарта А с лучшими характеристиками, немецкий партнер «Deutsche Bundespost Telecom» посчитал нецелесообразным держать два направления на нашу республику и отказался от направления через «КАТЕЛ». Именно с этого времени СП «КАТЕЛ» начал добиваться получения самостоятельной лицензии и в декабре 1997 года обращается в Национальное агентство связи с просьбой выдать ему лицензию на право сооружения и эксплуатации средств междугородней и международной связи.
Однако, к моменту обращения в декабре 1997 года СП «КАТЕЛ» с просьбой о получении лицензии, уже были приняты ряд нормативных правовых актов, предусматривающих запрет на выдачу лицензий по оказанию услуг международной связи другим операторам, кроме АО «Кыргызтелеком».
 
Несмотря на существование ограничений, СП «КАТЕЛ» добивается принятия постановления правительства от 23 августа 1999 г. № 460 «О предоставлении совместному кыргызско-американскому предприятию «Кател» права оказания услуг международной и междугородней связи абонентам сети «КАТЕЛ».
 
Однако действие постановления практически сразу же ограничивается принятием другого постановления от 3 сентября 1999 года № 478.
 
Необходимо отметить, что постановления № 460 стало одной из причин, по которой консультант по приватизации АО «Кыргызтелеком» австрийская компания «Raiffeisen Investment AG” прекратил процесс приватизации. Наличие у АО «Кыргызтелеком» монопольного права на предоставление услуг международной и междугородней связи являлось одним из условий проведения тендера. Наличие у «КАТЕЛ» лицензии автоматически отменил монополию АО «Кыргызтелеком». Это существенное изменение условий тендера привело прекращению проведения приватизации АО «Кыргызтелеком» и обращению консультанта в международный суд с иском к правительству за нарушение условий контракта. По результатам судебного разбирательства Правительство Кыргызской Республики обязано уплатить $1.6 млн.
 
С этого времени вопрос о выдаче лицензии поднимался СП «КАТЕЛ» постоянно на протяжении нескольких лет на всех возможных уровнях (Президент Кыргызской Республики, Правительство Кыргызской Республики, Жогорку Кенеш Кыргызской Республики, Посольство США в Кыргызской Республике, публикации в прессе и т.д.) и каждый раз Национальному агентству связи, а позднее и Государственному агентству связи приходится разъяснять, что никакого нарушения законодательства и нарушения прав, как это трактуется во всех обращениях СП «КАТЕЛ», на деле не существует.
 
ИА «АКИpress», 11 октября 2002