[13.01.2ОО3] Не время расслабляться. В.Виноградов
Проблемы внешнего долга Кыргызстана обсудили участники конференции, проведенной по инициативе Комитета по бюджету и финансам ЗС Жогорку Кенеша совместно с ПРООН.
Участники встречи подробно и профессионально объяснили, что, во–первых, “внешняя помощь в той форме, в какой она оказывалась стране в предыдущем 10–летии, во многом исчерпала себя”, а, во–вторых, что и “в предстоящем 10–летии Кыргызстан по–прежнему будет нуждаться в значительной поддержке со стороны мирового сообщества”.
Но теперь основной упор будет сделан на льготные кредиты, частные инвестиции и гранты. Свидетельство реальности таких форм внешнего заимствования — недавняя Консультативная встреча стран–доноров в Бишкеке. Итог ее обнадежил даже скептиков и пессимистов: в ближайшие три года Кыргызстан получит от международных финансовых институтов около 700 миллионов долларов, причем половину этой суммы составят гранты.
Следует, однако, признать, что в последние годы наш внешний долг по всем параметрам и по самым разнообразным международным критериям превысил все предельно допустимые пороговые значения. Так, если бы не реструктуризация, проведенная в марте этого года Парижским клубом по инициативе Кыргызстана, то у нас, возможно, сложилась бы ситуация, симптоматически сопоставимая разве что с финансовым коллапсом. При допустимой норме внешнего долга к валовому внутреннему продукту (ВВП) в 80 процентов у нас в 2000 году этот показатель достиг 102 процентов. А его соотношение с доходами бюджета вместо допустимых 10—15 приблизилось к 37 процентам.
Иными словами, мы стремительно приближались к дефолту (невыполнение своих денежных обязательств), тяжелые последствия которого, прежде всего социальные, даже трудно представить. К примеру, ситуация 1999 года требовала отвлечения из бюджета почти половины всех его доходов для обслуживания внешнего долга. Пособия, льготные выплаты населению задерживались на 6—8 месяцев. Финансово–экономическое положение в стране становилось все менее устойчивым и требовало незамедлительных действий.
Поэтому был разработан и внедрен широкомасштабный комплекс оздоровительных мер. Его основа: КОР и ее трехлетняя составляющая — Национальная стратегия сокращения бедности (НССБ). Наконец, инициатива Кыргызстана по реструктуризации старых долгов, одобренная Парижским клубом кредиторов.
Как известно, соглашение с этой организацией, объединяющей группу главных государств–кредиторов, обеспечило сокращение наших выплат по внешнему долгу в 2002—2004 годах почти на 100 миллионов долларов. Кроме того, единственной стране — Кыргызстану — были с первого раза предоставлены в дополнение к стандартным Хьюстонским условиям дополнительные льготные преимущества.
В частности, при успешном выполнении трехлетней программы к декабрю 2004 года нашей стране будет предоставлена еще более льготная реструктуризация и значительно сокращено не только обслуживание текущих платежей, но и в рамках “условий доброй воли” фактически списана часть нашего внешнего долга.
Что означает для нас уменьшение основной суммы долга, а значит, и процентов по нему, должно быть понятно каждому рядовому кыргызстанцу. Это — высвобождение немалых бюджетных средств, которые могут пойти на повышение зарплаты учителям, врачам, на увеличение пенсий и пособий. Это — стабильная ситуация с платежным балансом страны в целом, укрепление обменного курса сома и так далее.
Впрочем, мнение специалистов было единым: предстоит большая работа в течение многих лет, чтобы не только рассчитаться с внешними долгами, но и добиться стабильного экономического роста. Без последнего невозможны полноценная реализация социальных программ, развитие отечественного производителя, привлечение прямых частных внешних и внутренних инвестиций.
В общем, расслабляться повода нет. Зато есть стимул работать более эффективно, прагматично и прибыльно с расчетом на долговременную перспективу.
Виктор Виноградов, «Вечерний Бишкек», 13 января 2003