[15.03.2OO2] Из статьи Л.Ли «Дорог не бензин, а акциз»

image_pdfimage_print
 
Контрабанда горюче–смазочных материалов в республике достигла такого размаха и размеров, что, похоже, даже правительство смирилось с экспансией нелегалов. Как официально заявили руководители Минфина представителям СМИ, они прекрасно осведомлены об этом, но бороться с теневиками экономическими мерами — путем снижения ставок акцизного налога — не намерены. Реальность такова — не очень эффективно использует исполнительная власть и силовые методы.
Неделю назад правительство подтвердило свое решение отставить без изменения прошлогодние ставки акцизов на горюче–смазочные материалы, сказав тем самым “нет” инициативе депутатов снизить этот налог с 3 тыс. сомов за тонну бензина до 1 тыс. и дизтоплива — с 800 сомов за тонну — до 300. Надо заметить, что нефтетрейдеры, уже какой год безуспешно пытающиеся убедить и чиновников, и депутатов в необходимости снижения акциза для борьбы с засильем контрабанды и одновременно в целях увеличения поступлений в госказну, предлагали ставки даже выше.
В 2001 году бензина республика произвела чуть менее 48 тыс. тонн при потребности 340.1 тыс., дизтоплива — более 43.4 тыс., хотя требовалось свыше 123 тыс. тонн. Примерно такое же соотношение по мазуту и печному топливу. Судя по результатам анализа состояния рынка ГСМ, ни по одному виду отечественное производство собственными силами удовлетворить нужды потребителя не могло.
Однако, тем не менее, острого дефицита ни фермеры, ни автолюбители, ни воздушный и железнодорожный транспорт в горючем не испытывали. По незнанию можно предположить, что это нефтетрейдеры поставками заполнили образовавшийся вакуум. Но по данным Государственной таможенной инспекции, по импорту в республику было поставлено всего около 80 тыс. тонн бензина и 42.5 тыс. тонн дизтоплива. Откуда тогда взялись в общей сложности 250 тысяч тонн и того и другого горючего?
А вот это та самая контрабанда, в наличии которой признаются чиновники и с которой не в силах справиться правоохранительным органам. Из Узбекистана, Казахстана и России, где этот товар дешевле, к нам его завозят в огромном количестве — бензовозами, цистернами, канистрами. Особенно криминальный бизнес процветает на юге страны.
В Баткенскую и Ошскую области ежедневно поступает из Узбекистана около 85 тыс. литров бензина, дизтоплива и моторных масел. По оценкам специалистов ГППН “Мунай” и ассоциации нефтетрейдеров, отслеживающих ситуацию на рынке ГСМ, в течение последних 7 мес. 2001 года в эти регионы официально не было завезено ни одного килограмма горючего. В бюджет не поступило ни сома таможенных платежей. Это постаралось население приграничных районов, для которых контрабандный промысел стал главным средством к существованию. Оно вытеснило отсюда все легально работавшие фирмы.
На севере республики контрабанды значительно меньше. Она проникает в основном с казахской стороны в районе Чалдыбара и Токмака. Поступают сюда и ГСМ из Узбекистана по поддельным документам нефтеперерабатывающего завода “Кыргыз Петролеум Компани”.
Перед валом контрабанды не устоять, занятие это больно выгодное, считают поставщики ГСМ. Нелегалы продают свой бензин на несколько сомов дешевле, потому что уходят от налогов. За тонну А–76, например, фирмы–поставщики платят акциза и НДС — $75, дизтоплива — $20, плюс налоги на автодороги, ФЛЧС, Соцфонд. После всех этих обязательных выплат их товар становится неконкурентоспособным…
…По расчетам нефтетрейдеров, если акциз на бензин с 3 тыс. сомов с тонны уменьшить наполовину, а с дизтоплива — вместо 800 сомов брать 500, то за счет увеличения объемов легальных поставок казна получала бы ежегодно $19244 тыс. вместо планируемых более $6834 тыс.
Предлагают они по поставкам нефтепродуктов в южные регионы цены на товар поставщиков сравнять с ценами производителей, т. е. поставить их в равные условия, ибо, несмотря на предоставленные льготы (освобождение от уплаты акциза и таможенных пошлин) продукция НПЗ “Кыргыз Петролеум Компани” дороже казахских, российских, узбекских заводов–производителей.
Своя точка зрения у трейдеров и на поставки горючего в СЭЗ “Каракол”. Они уверены, что практически все завезенное туда топливо на самом деле распродается в налогооблагаемой таможенной зоне. В прошлом году в СЭЗ поступило свыше 21649 тонн ГСМ, так как они были освобождены от всех видов налогов, бюджет недосчитался $1115,6 тыc…
…Столь нахальное торжество контрабанды объясняется снижением после Нового года цен на ГСМ в России и Казахстане. Сейчас в среднем тонна бензина стоит чуть более $70 — это в 2.5 раза дешевле, чем в прошлом году. На рынке наблюдается парадоксальная картина — акциз вкупе с НДС превысили стоимость товара. Нелегальные поставщики горючего ликуют, ибо имеют от своего криминального бизнеса стопроцентную прибыль, а нефтетрейдеры от досады кусают губы. Пролоббировать снижение ставок не удалось, их бизнесу грозит вымирание. Правительство сказало свое слово, вряд ли от него можно было ожидать другого, господа из МВФ строго следят за тем, чтобы не нарушались договоренности. Больше всего их раздражают налоговые льготы и резкие изменения в фискальной политике. Второй самодеятельности как–то прошлогоднее снижение акцизов на алкогольные напитки они вряд ли простят.

«Моя столица», 15 марта 2002 г.