[17.12.2ОО2] Американцы останутся в Киргизии

image_pdfimage_print
16 декабря подразделения антитеррористической коалиции, размещенные в Киргизии на авиабазе имени Ганси вблизи международного аэропорта Манас, отметили годовщину своего пребывания в этой стране. Военные, преимущественно американские, заявили, что останутся в Киргизии «до установления стабильности в Афганистане».
 
В ходе вчерашних торжественных мероприятий посол США в Бишкеке Джон О' Кифф изо всех сил пытался убедить присутствующих во временном характере авиабазы имени Ганси. Однако командующий группировкой американский генерал Джаред Кенниш оказался более прямолинеен. По его словам, база в Киргизии будет «находиться столько времени, сколько потребуется».
 
Первая группа технических специалистов ВВС США прилетела в Манас в середине декабря прошлого года. Сегодня на авиабазе Ганси (это имя ей присвоено в честь одного из пожарных, погибших в Нью-Йорке в ходе спасательных операций 11 сентября 2001 года) находятся 1700 военнослужащих, 19 самолетов F-16 и 2 самолета-заправщика КС-135 ВВС Дании, Норвегии и Нидерландов. Всего за этот период был осуществлен 3171 вылет боевых самолетов коалиции. На территории лагеря располагается более 400 жилых и рабочих помещений. Есть две столовые, одна — с американской, другая с голландской кухней, церковь, магазин и библиотека. С разрешения руководства аэропорта военные установили на взлетно-посадочной полосе системы мобильного торможения и тактической навигации для самолетов коалиции. Так как условия подписанного Киргизией договора о коллективной безопасности стран СНГ исключают создание на ее территории военных баз, государств, не входящих в ДКБ, авиабаза имени Ганси получила статус специальной дипломатической миссии, а военнослужащие — сотрудников дипмиссий.
 
Впрочем, в Киргизии особенно не беспокоятся в связи с возможным продлением сроков пребывания антитеррористических сил на территории страны. Только за год силы коалиции, по подсчетам киргизских чиновников, вложили в экономику около $50 млн. Это оплата услуг, предоставляемых аэродромом, зарплата местным сотрудникам, покупка топлива и продуктов и другое.
 
Правда, у некоторых депутатов киргизского парламента на этот счет есть свои соображения. Еще год назад группа парламентариев заявила, что аэропорт Манас был выбран в угоду экономическим интересам не государства, но частных лиц, владеющих 15% акций ОАО «Аэропорт Манас» и приближенных к высшему руководству страны. В этот же круг входят и владельцы топливной компании, которая получила льготный контракт на обеспечение самолетов коалиции авиатопливом.
 
Помимо этого заинтересованность депутатов вызывают и некоторые другие пункты соглашения. В частности, об освобождении от проверки киргизскими властями самолетов США, а также об отказе сторон от претензий друг к другу в случае аварий и гибели людей.
 
Но вчера об этих моментах предпочитали не вспоминать. Госсекретарь Киргизии Осмонакун Ибраимов, который стал самым высокопоставленным киргизским чиновником на вчерашних торжествах, отметил, что для Бишкека очень важно, что сегодня он не одинок в борьбе с международным экстремизмом, как это было несколько лет назад…
 
«Коммерсант», 17 декабря 2002