[18.04.2OO2] Из статьи Дж. Фиаккони «Симптомы большой беды»

image_pdfimage_print
    …Почему аксыйские события случились в то время, когда Кыргызстан вступил на путь стабилизации, когда на его территории размещены силы антитеррористической коалиции, которые играют важную роль в урегулировании глобальной напряженности и конфликтов. Возникает ощущение, что оппозиция на этом изо всех сил старается добиться признания, которого раньше никогда не имела.
 
    Кампания по дестабилизации системы и Президента Акаева началась два года назад. Правительство, неумело пытаясь установить контроль над расширяющимися силами оппозиции, в результате добилось лишь некоторой раздробленности оппозиционных групп, которые в свою очередь стараются все больше привлечь внимание международной общественности.
 
    …Кыргызское правительство всегда действовало в «реакционной» манере. Оно никогда не анализировало истинных причин беспорядков, подобных случившимся в Аксыйском районе, для того, чтобы найти подходящий путь для их предотвращения.
 
    …Хуже всего, что и оппозиция объединилась не для того, чтобы решить проблемы страны или предложить реальные альтернативы, а просто для того, чтобы дискредитировать Президента и правительство. А манипулирование эпизодами общественных беспорядков в политических целях – худшее, что может произойти в стране.
 
    Трагические события в Джалал-Абаде – всего лишь верхушка айсберга, никому не известно, чем это обернется в будущем. Активность оппозиции плюс инертность правительства ведут к ослаблению обстановки. В этих условиях диалог между партиями и правительством очень важен. Присутствие американских и коалиционных сил и реструктуризация внешнего долга Кыргызстан Парижским клубом кредиторов создают благоприятный фон для стабилизации ситуации. В настоящее время сумма долга, которая составляет $1.5 млрд., отсрочена на 5 и 10 лет, что дает стране достаточно времени для проведения необходимых реформ.
 
    Для того чтобы решить проблему безработицы, стране нужно встать на ноги самой, а не просить финансовой поддержки или рассчитывать на гранты. Иностранные вложения должны возрасти объективно, ныне же этому препятствует сложная, а временами даже абсурдная финансовая система.
 
    …Пора отказаться от политики регулирования, противоречащей законам инвестирования и привлечения зарубежных инвесторов.
 
    …Кыргызстану следовало бы воспользоваться опытом других стран по выработке четких стратегий вместо того, чтобы наблюдать, как рушится все, чего он достиг за последние 10 лет. Иначе говоря, нужно прекратить склоки и начать работать.
Нужно предпринять серьезные шаги, чтобы проблемы решились. Разумеется, потребуются деньги, но, прежде всего – строгие законодательные нормы, находящиеся под контролем Президента, правительства и парламента. Внутренняя политика должна учитывать не только саму проблему, но и способы ее решения, а также оценку результатов. Вместо того, чтобы теоретизировать на тему, почему зарубежных инвестиций стало больше или меньше, нужно задуматься о практической стороне деятельности различных финансовых институтов Кыргызстана.
 
    Прежде чем улаживать общественные беспорядки, первым делом надо заняться разработкой новых каналов для зарубежных инвестиций. Кыргызстан должен задаться целью создать здоровый инвестиционный климат, отрегулировать налоговую сферу, внедрить механизмы защиты средств инвесторов и проработать возможности поощрений всем, кто создает рабочие места. Только после этого можно будет говорить о реальном движении республики вперед.
 
«Слово Кыргызстана», 18 апреля 2002 г.