[19.03.2ОО3] Станет ли Бишкек центральноазиатским Парижем?

Кыргызстанцы, похоже, вскоре смогут почувствовать себя потомками легендарных мушкетеров. Руководство страны намерено научить власти на местах работать по западноевропейским стандартам. Усиление полномочий местных самоуправлений, как выясняется, лишь часть стратегического “сценария”, по которому в свое время развивалась Франция!
 
Официальный Бишкек намерен посвятить себя решению глобальных задач. В частности, сконцентрироваться на вопросах государственной безопасности, дипломатии и экономики. Разрешением иных проблем в республике будут заняты органы местного самоуправления.
 
Недавно в республику нанес визит западный высокопоставленный чиновник. Уполномоченный главного управления администрирования и государственной службы при премьер–министре Франции Пьер Шрейбер прибыл в Бишкек, чтобы посвятить кыргызских коллег в тонкости начавшейся здесь реформы. Наша республика на пороге больших перемен. В Европе в свое время они проходили под жестким названием — “децентрализация”.
 
 — Децентрализация необходима для большей эффективности управления страной, — утверждает Пьер Шрейбер. — Чтобы власти стали максимально близки к народу. Конечно, это долгий процесс. Франция, к примеру, проводит подобные реформы уже на протяжении двадцати лет. Вы же пока в самом начале пути. Но сам факт говорит о позитивном желании вашего правительства модернизировать властные структуры.
 
Среди некоторых аппаратчиков Дома правительства бытует мнение, согласно которому республика в результате подобных реформ может оказаться фактически разделенной на мелкие княжества. Однако французский гость подобных опасений не разделяет.
 
 — Этот вопрос широко поднимался у нас, — говорит он, — когда мы начинали децентрализацию. В определенной мере, бесспорно, есть и обратная сторона медали. Во Франции это проявилось в тенденции к усилению власти мэров. Поэтому необходимы сдерживающие факторы — некие рамки, определенные законодательством, в деятельности самоуправлений. Нужно только очень тонко подходить к вопросам контроля. И исключить возможность политического вмешательства со стороны государства. Впрочем, контролировать деятельность территориальных властей сможет и народ. Ведь должности в органы местного управления выборные.
 
Есть и еще одна капля дегтя в медовой бочке децентрализации — увеличение числа чиновников. “Да, — соглашается Шрейбер, — такая структура стоит дорого. Но выгода от нее несравнима больше”. Местные органы власти, по словам французского управленца, инвестируют в экономику больше, чем государство. Они, к примеру, строят дороги, обеспечивают работой разнообразные предприятия. Столь весомый аргумент, по мнению западного спеца, позволяет поступиться экономичностью.
 
Кыргызстан, оказывается, обратил внимание на французский опыт децентрализации более года назад. И в итоге наша страна, как выяснилось, готовится перенять еще одно европейское изобретение. “Республика, — говорит глава сектора госслужбы аппарата Президента Асылбек Болотбаев, — подходит к необходимости создания специального ведомства, которое будет заниматься вопросами подобных реформ. Правда, когда оно у нас появится, предугадать сложно”.
 
 — Очень полезен для нас опыт Франции в финансировании местных самоуправлений, — утверждает Болотбаев, — и во взаимодействии территориальных властей с неправительственными организациями. Мы установили контакты с французами с целью организовать здесь обучение наших управленцев.
 
Первая партия отечественных служащих ознакомилась с французской моделью власти при помощи посольства этой европейской страны, организовавшего семинар с участием Шрейбера в Академии управления Президента. Госслужба готова жить по–французски?
 
Данияр Каримов, «Вечерний Бишкек», 19 марта 2003