[20.02.2ОО3] Третья Республика. Киргизия — страна прав человека. А. Богданов

image_pdfimage_print
Свершилось то, о чем так долго спорили, митинговали и даже гибли люди. Президент Кыргызстана Аскар Акаев ввел в действие новую редакцию Конституции. Он не просто рискнул, а просчитал все возможности, когда первый из глав СНГ инициировал конституционную реформу и выиграл. Обновленный текст Основного закона страны одобрили его коллеги-президенты из Содружества, амбициозная ОБСЕ и доки в делах демократии — конгрессмены США. Да и как иначе, если за поправки к закону проголосовало абсолютное большинство граждан республики. Они и выдали своему лидеру карт-бланш на доводку до ума всей системы государственного устройства, которое надо завершить к 2005 году – году окончания президентства А. Акаева. Предстоит так реформировать властные структуры, чтобы они не управляли, а обслуживали интересы населения. И едва ли стоит продолжать переть против рожна тем, кто не сумел доказать правоту своих взглядов. Как говорят на Руси — отвергнутому жениху никто не верит.
 
Примечательно, что новая эпоха общественных взаимоотношений в Кыргызстане началась в канун весеннего обновления природы и совпала с исторической датой. В феврале 1926 года Кара-Кыргызская автономная область была преобразована в республику. Земли кыргызов слились, и началась консолидация народа в нацию. Вновь обретенную государственность киргизов должна была закрепить первая Конституция республики 30 апреля 1929 года. В основных чертах она очень близка к тексту нынешней. Но Москва не утвердила ее. И только 31 августа 1993 года народ, который 22 века назад создал свое первое государство, обрел полную самостоятельность и принял Основной закон страны.
 
Подправив его в третий раз, кыргызстанцы адаптировали текст к современным реалиям и наделили парламент, правительство, местное самоуправление невиданными до сих пор правами. Премьер станет более самостоятельной фигурой в сфере решения общенациональных проблем. К рулению государственной машиной приобщен будущий однопалатный парламент. Он получает возможность перестроить систему исполнительной власти: утверждает структуру правительства, назначение министров, может выразить кому-то из них или кабинету в целом недоверие. В ведении депутатов назначение судей, омбудсмена, его помощников. Верховный суд исключен из субъектов законодательной инициативы. Она осталась за президентом и правительством. Конституция гарантирует неприкосновенность депутатов, судей, а гражданам предоставляет больше прав и свобод.
 
Нынешняя Конституция более демократична и совершена с точки зрения государственного устройства, которое предусматривает перераспределение властных полномочий всех ветвей власти. Но это отнюдь не моментальный акт. Потребуется большая законодательная работа по созданию механизма взаимодействия всех ветвей власти, внедрению новых принципов без нарушения управляемости государством в этот период. Всем предстоит сконцентрироваться на правовом регулировании и жестком соблюдении новых правил жизни, формировании более четкой структуры управления. Перед страной прав человека открываются хорошие перспективы по стабилизации политической, экономической и социальной обстановки. Начался исторический отсчет новых свершений в ХХ1 веке. У каждой эпохи свои достижения. У народа Кыргызстана — его новая Конституция.
 
КНИА «Кабар», 20 февраля 2003