[21.02.2ОО3] Мы формируем силы немедленного реагирования…

Из интервью министра обороны КР Э. Топоева:
 
Как я отношусь к возрождению Дня защитника Отечества? С большим удовлетворением! За годы независимости республики, согласно постановлению правительства, он впервые получил статус государственного праздника. Я считаю, что официальное возрождение в Киргизии Дня защитника Отечества убедительно подчеркивает понимание со стороны общества особой значимости защиты государства, проявление глубокого уважения к военным. Это порождает уверенность в том, что служение Родине в самом широком его понимании всегда было и остается священным долгом гражданина и патриота. В этот день мы будем чествовать защитников Отечества разных поколений: и молодого воина, призванного в армию прошлой осенью, и ветерана Великой Отечественной войны.
 
…Период, когда нам не хватало поддержки в обществе, остался в прошлом. Известные события на юге в 1999-2000 годах дали понять всем, что Вооруженные силы — это надежная опора всего государства.
 
Более четырехсот солдат и сержантов, прапорщиков и офицеров были награждены президентом республики за мужество, стойкость, высокий профессионализм и патриотизм, проявленные в ходе боевых действий с международными террористами.
 
Сегодня мы видим, как восстанавливается престиж военной службы. Слово «защитник» вновь вызывает неподдельное уважение у простого человека. Среди людей в погонах возрождаются чувства армейской чести и достоинства. В государстве и обществе происходит поворот к проблемам Вооруженных сил. Так, за последние годы в несколько раз увеличены размеры денежного содержания военнослужащих. Все это реально позволяет обеспечить достойные уровень жизни и материальное положение военнослужащих и членов их семей. Президентом — Главнокомандующим Вооруженных сил — решаются и другие проблемы, связанные с повышением социального статуса военнослужащих. Очень важно, что поддержка армии и забота о ней является приоритетом государственной политики нашей страны.
 
…Главная задача на сегодня — обеспечение безопасности республики. Причем она заключается в выполнении Киргизией международных обязательств в рамках Договора о коллективной безопасности СНГ, Шанхайской организации сотрудничества, международной антитеррористической коалиции. Важнейшим направлением было и останется развитие двухстороннего сотрудничества с Российской Федерацией, КНР, США и другими членами международного сообщества.
 
Министерство обороны сейчас решает вопросы, направленные на совершенствование своей организационной структуры. Нужно постоянно улучшать качество подготовки боевого состава. Для повышения боеспособности и решения задач по отражению угроз, защите национального суверенитета и территориальной целостности нашей республики формируется структура сил немедленного реагирования.
 
Продолжается поэтапная реформа Вооруженных сил, ее основными принципами должны стать переход от количества к качеству, решение поставленных задач не числом, а умением. Условием реформирования станет совершенствование нормативно-правовой базы Вооруженных сил.
 
…Сотрудничество с Россией и странами-участницами ДКБ позволяет нам более эффективно обеспечивать защиту республики от внешних вызовов и угроз со стороны международного терроризма. Это конструктивное взаимодействие направлено на создание надежной системы коллективной и региональной безопасности. Ярким примером эффективных и плодотворных контактов является наша совместная работа с Министерством обороны России по созданию авиационного подразделения в составе Коллективных сил быстрого развертывания стран-участниц ДКБ. Постоянно оказывается существенная военно-техническая помощь, решается проблема подготовки офицерских кадров. Так, за 11 лет в военно-учебных заведениях России и стран-участниц ДКБ прошли обучение около 700 наших военнослужащих.
 
…Разумеется, армия должна быть профессиональной! Это требование времени. Мировая практика борьбы с терроризмом, да и наш собственный опыт показывают, что противостоять этой глобальной угрозе должны профессионалы. Создать такую армию — наша общенациональная задача. Пути и способы ее реализации осуществляются в соответствии с принятой военной доктриной республики, а также планом развития Вооруженных сил до 2010 года.
 
Хотелось бы отметить, что решение широкого круга правовых, организационных, финансовых и других вопросов, связанных с переходом нашей армии на профессиональную основу, происходит с учетом развития военно-политической обстановки в мире и Центральной Азии. Этот процесс нельзя рассматривать, не учитывая экономических возможностей государства. Немаловажную роль играет здесь и общественная поддержка проводимых в армии реформ.
 
«Российская газета», 21 февраля 2003