[21.03.2ОО3] Как подрывают киргизскую экономику. Контрабанда ГСМ — угроза национальной безопасности

…Доля контрабандных товаров на кыргызском рынке по некоторым категориям товаров достигает 60-70%. Настоящим «полем чудес» для контрабандистов стал рынок горюче — смазочных материалов (ГСМ). Здесь на «неучтенке» государство продолжает ежегодно терять бешеные деньги. Порядка 10 млн. долларов США в 2002 году составила прибыль лиц, замешанных на нелегальном ввозе бензина и дизельного топлива в Кыргызскую Республику. Большинство аналитиков называют ситуацию на рынке ГСМ критической, и одной из причин такого положения является отсутствие даже видимого контроля со стороны государства.
 
Чья возьмет?
 
Мало-мальски мыслящий человек знает, что в Кыргызстане Большие деньги легально и нелегально можно сделать на трех вещах: алкоголе, табаке и ГСМ. Где большие деньги, там и большие интересы. Видимо, поэтому лоббистам теневого сектора на ведение хоть видимого порядка на потребительском рынке смерти подобно. Примером тому может служить затянувшаяся эпопея со снижением ставок акцизного налога на бензин и дизтопливо. До недавнего времени события, происходившие на рынке ГСМ, укладывались в обычные схемы бизнеса: одни компании развивались лучше, другие — хуже, но конкуренция не выходила за рамки правил. Однако с недавних пор деловой люд живет в ожидании крупных перемен, наблюдая за противоборством двух конкурирующих сторон: СП «Кыргыз петролеум компани» (КПК) и Ассоциации нефтетрейдеров. Победа первой будет означать стагнацию на рынке ГСМ, победа второй — прогрессивные перемены, открывающие всем поставщикам и производителям нефтепродуктов новые возможности и перспективы.
 
В течение прошлого года для решения вопроса проводились парламентские слушания, различные встречи, заседания рабочих групп, работало множество согласительных комиссий. Встречи на всех уровнях одних и тех же лиц были столь часты, что принципиальные споры между третьим и пятым заседаниями превращались в милые семейные споры. Собираясь на очередное заседание, депутаты, чиновники и представители нефтяного бизнеса даже не знали, а стоит ли здороваться, настолько сильным было ощущение, что они и не расставались.
 
Поначалу все шло как по маслу. Сторонники и противники снижения акцизного налога на бензин и дизтопливо имели одного врага в лице контрабандистов, от которых не было житья ни тем, ни другим. Но на этом общность интересов заканчивалась. Ассоциация нефтетрейдеров, выступающая за снижение акцизного налога, мотивировала свои доводы тем, что ставки акцизного налога на бензин в 2 раза, на ДП в 5 раз превышают аналогичные ставки в сопредельных государствах, из которых экспортируется ГСМ в республику. Так, в Казахстане ставки акцизного налога на 1 тонну бензина — 5 тысяч тенге (33 долл.), на дизтопливо — 0,5 тыс. тенге (3,3 долл.). В Узбекистане акциз на ГСМ составляет 30% от таможенной стоимости, в наших же родных пенатах акциз на бензин — 3 тысячи сомов (65 долл.), на дизтопливо — 800 сомов (17,3 долл.). Такой механизм ценовых качелей привел к плачевным результатам.
 
В республике пышным цветом цветет контрабанда, которая, по оценке правоохранительных органов, приняла организованный и массовый характер.
 
Сегодня дешевым контрабандным товаром заправлена почти половина АЗС. Естественно, контрабандисты налогов государству не платят и спят спокойным сном. При таком раскладе элементарная логика диктует: либо к каждому контрабандисту надо приставить человека с ружьем, либо сокращать налоги. И то и другое пойдет экономике только на пользу. Иначе все заявления правительства о росте собираемости налогов, а значит, об увеличении финансирования социальной сферы — митинг в потемкинской деревне.
 
У нас «дебет с кредитом» пытаются свести к очередному приезду миссии МВФ. Руководитель миссии Т. Саавалайнен не понаслышке знаком с перипетиями истории о снижении акцизного налога. Противники и сторонники снижения налога пытались перетянуть его на свою сторону. Не вышло. Дело ограничилось его заявлением в Минфине о том, что «этот вопрос должно решать правительство, причем решение необходимо принять быстро».
 
Быстро не получилось, решение принято, а нефтяной рынок продолжает разрушаться. Видимо, и впрямь — «чиновники двигают бумаги, но не дела». Впрочем, объяснение чиновничьей нерешительности существует. Не секрет, что в СМИ, в правительстве и парламенте развернулась кампания, направленная на торпедирование положительного решения данного вопроса. Ее инициаторы известны давно, правда, они и не скрывались.
 
Особую активность проявляет СП «Кыргыз петролеум компани» (КПК), которое сделало борьбу за отмену предлагаемого снижения акциза одной из главных своих задач и с этой целью даже обратилось ко всем крупнейшим финансовым донорам Кыргызстана. Что они на это ответили — остается за кадром. В общем, сплошной туман над нами проплывает…
 
Сегодня даже дурак не будет спорить, что заставить людей исправно платить налоги с помощью полицейской дубинки невозможно. Добровольная уплата налогов стимулируется только экономическими методами. Но на деле наши возможности не совпадают с нашими желаниями.
 
«Обратимся к беспристрастным цифрам. К примеру, если в 2001 году наличные отчисления «Кыргыз петролеум компани» составляли 74 млн. сомов, то в 2002 году — всего 41,5. Потери бюджета в связи с освобождением от уплаты только акцизного налога, согласно инвестсоглашению, составили в 2001 г. — 135,7 млн. сомов, в 2002 г. — 102,9 млн. сомов. В целом бюджет недополучил с 1996 года 807 млн. сомов.
 
Кроме того, одним из условий предоставления налоговых льгот КПК была переработка отечественного сырья. На деле же за последние три года объемы переработки импортируемого сырья превышают объемы собственного сырья. А это есть прямое нарушение инвестсоглашения. Также имеется информация относительно использования на КПК тетроэтил-свинца — вредного вещества, запрещенного во всем мире. Не говоря уже о том, что из шести производителей нефтепродуктов только СП КПК пользуется налоговыми льготами, что явно противоречит законам рыночной конкуренции.
 
Словом, как явствует из вышеизложенного, у всех сторон данной истории свои интересы, кроме наших с вами.
 
Нам только остается слушать из телевизионных пушек оглушительные пропагандистские залпы, извещающие народ об очередном увеличении пенсий и зарплат. Только, спрашивается, с чего, если хваленая налоговая реформа, о которой принято говорить только высоким штилем, на деле буксует. Как буксует и вопрос о снижении акцизного налога. Но противники не унывают и готовы вести борьбу не на жизнь, а на смерть. И понять их не трудно, ибо речь идет о больших и очень больших деньгах. Словом, им всем есть что терять.
 
Кто сидит в «зоне»?
 
Тем временем, пока легальные нефтебароны выясняли отношения, ситуацией воспользовались те, у кого еще недавно на рынке «не стояло и не лежало». Чекисты, которым по роду деятельности приходится за всем бдить, обнаружили бензиновых олигархов аж в самом Караколе, а точнее, в СЭЗ «Каракол». Спрашивается, при чем тут СЭЗ и контрабанда ГСМ? Ведь по Закону «О свободных экономических зонах» их субъектам запрещается реализация ГСМ, водки и табака. Вроде все понятно. Но написанное на бумаге на деле зачастую расходится с реальностью. Незаконно торгуют бензином и ДП под носом у наших фискальных и таможенных органов на СЭЗ «Кара-кол» уже давно и успешно. И это еще не самое страшное.
 
Отныне все жители славного города Каракола, согласно постановлению гендиректора СЭЗ Т. Молдоисаева, живут в «зоне», и на это у них никто разрешения не спрашивал. Зачем это делается и на что столько «подданных», или в городе установилось двоевластие и некие тайные силы приватизировали жителей областного центра? Выяснилось, что каракольцев сэзовцы банальным образом «использовали» для того, чтобы, прикрываясь их именем, завозить огромные объемы ГСМ. Успехи налицо. Так, каракольцы установили мировой рекорд по потреблению бензина на душу населения. На одного жителя города приходится 383,5 кг ГСМ. Просто какая-то фантастика!
 
При проверке работникам СНБ установлено, что на каракольской СЭЗ тихо и мирно сосуществуют 15 фирм, которые, особо не утруждаясь, зарабатывают контрабандой ГСМ баснословные деньги. Не добывая такие нефтепродукты, как КПК, и не завозя их, как нефтетрейдеры, каракольские бензиновые короли ведут поистине королевскую жизнь. Только на территорию СЭЗ «Каракол» завозится практически 90% всего импорта СЭЗ. За 2002 год завезено 28,8 тысячи тонн, а за два месяца уже текущего года объем по сравнению с тем же периодом прошлого года возрос в 17 раз!
 
Механизм работы СЭЗ до гениальности прост. Они покупают в Бишкеке у тех же нефтетрейдеров бензин по цене 6,7 сома за литр без уплаты акциза и НДС, добавляют три и более сомов и перепродают почти всем автозаправочным станциям Каракола. Большая часть его в виде контрабандного топлива возвращается в Иссыккульскую, Чуйскую области и Бишкек для последующей реализации. А главное, находясь под прикрытием СЭЗ, не надо платить налоги, ^пять же,по оценке чекистов, потери госбюджета только за прошлый год составили около 150 млн. сомов.
 
Ладно, черт с ним, с бюджетом, может, рай наконец-то наступил в отдельно взятом Караколе? Ведь, объявив жителей города субъектами СЭЗ, видимо, ее руководство денно и нощно думало о благе своих «подданных». Согласно простым подсчетам, получая баснословные прибыли, каракольские нефтебароны обязаны были всем горожанам раздать по 304 сома. Денег, как водится, горожане и в глаза не видели, но авось дождутся, ведь обещанного три года ждут. А 300 сомов для провинции — деньги немалые.
 
Но если говорить без дураков, то идет узаконенная спекуляция, которая достигла таких масштабов, что начинает уже угрожать не только экономической, но и политической безопасности страны. Ибо сосредоточение левых бешеных денег в теневом криминальном секторе в конечном итоге приведет к тому, что к власти на будущих выборах прорвутся лица с сомнительной репутацией. Это в лучшем случае…
 
А тем временем нет числа победным реляциям о занятии на финансовом фронте неких стратегических высот, особенно в части пополнения госбюджета. И не знаешь, чему верить. Речам чиновников или собственным глазам, видящим картины далеко не радужные. С одной стороны, нам говорят, что экономика растет, инфляция снижается, с другой — бюджетники и пенсионеры едва сводят концы с концами. И это неудивительно, ибо только потери нынешнего года из-за недоплаченного налога на импортируемые ГСМ составили почти 40 млн. сомов. Не хило, не правда ли?
 
… Психологи утверждают, что подобная ситуация может привести к раздвоению личности. Правда, есть рецепт от такой напасти. К примеру, если на клетке, где содержится заяц, написано «волк», то поверь глазам своим. Целее будешь!

«ЦентрАзия», 21 марта 2003