[22.03.2ОО3] Из интервью председателя АО «Кыргызтелеком» Н.Турдалиева

Кыргызтелеком — национальный оператор местной, международной и междугородной связи, где работает более 7 тыс. человек, Кроме услуг связи, компания обеспечивает трансляцию телевизионных и радиопрограмм, оказывает услуги телекса, факса, электронной почты и передачи данных.
 
Если показать на цифрах — Кыргызтелеком обслуживает более 290 тыс. городских телефонных абонентов и около 87 тыс. сельских жителей. Мы присутствуем во всех областях, наша сеть обслуживает, кроме всех городских населенных пунктов, 1259 сел — это около 70% всех сел. Сейчас на первом месте по объему услуг стоят, конечно, телефонные услуги. Телевидение и радиовещание же практически финансируются государством (примерно 110 млн. сомов в год), и это действительно не является для компании прибыльной деятельностью, т.к. государство оплачивает ровно столько, сколько затрачивает Кыргызтелеком.
 
В 2002 г. жителям республики был установлен 7801 новый номер, а также более 11 тыс. номеров были переключены с аналоговых на цифровые.
 
Кыргызтелеком является одним из крупнейших налогоплательщиков Кыргызтелекома: за 2002 г. перечислено в госбюджет налогов на сумму около 480 млн. сомов.
 
…В настоящее время в Бишкеке 180 тыс. абонентов. Из них 110 тыс. — аналоговые, а значит, устаревшие линии. На перевод каждого телефона на цифровую систему требуется в среднем $200, и это только замена аналогового номера на цифровой. Итого надо найти как минимум $22 млн., которых у компании сейчас нет. Поэтому качество связи и страдает.
 
…Если мы хотим иметь хорошую связь — надо соответственно платить! Сейчас существуют два уровня тарифов — для населения и делового сектора. Причем для последнего они выше. А для бюджетных организаций с аналоговым телефоном плата понижена. В Бишкеке для всех организаций введена повременная оплата за местные разговоры…
 
…Действующие тарифы были установлены более двух лет назад. За это время тарифы других монополистов, например, Кыргызэнерго, повышались несколько раз. 90% абонентов БГТС составляют люди, которые платят только абонплату. В среднем она составляет 600 сомов в год. А обслуживание каждого номера обходится 900 сомов. Получается, что на каждом таком номере мы теряем 300 сомов, работая себе в убыток. Мы обращались в регулирующие ведомства — ответ отрицательный. Но давайте посмотрим реально — 4 года назад доходы всех операторов на услуги связи по Бишкеку составили $16-17 млн., а по итогам 2002 г. — уже $28-29 млн. Значит, и вырос объем услуг, т.е. люди готовы платить больше за связь. Регулирующие органы мотивируют отказ тем, что ухудшится положение пенсионеров. Мы же учитывает то, что их меньшинство, и компания в состоянии о них позаботиться, предоставляя льготные условия. А остальные — люди работающие, и небольшое повышение тарифов, примерно до 90-100 сомов месяц, для большинства будет малозаметным…
 
…В настоящее время у государства находится около 78% акций уставного капитала АО «Кыргызтелеком», у Соцфонда 12,5%, у физических и юридических лиц — 9,7%. На 1 января 2003 г. у компании было 10479 акционеров. Простых акций выпущено более 105,4 млн. штук. Номинальная стоимость одной акции составила 5,9 сома. В 2000 г. дивиденды на акцию составили 31 тыйын, а в 2001 г. — 33.
 
…Общим собранием акционеров компании было принято решение — в целях привлечения дополнительных средств для расширения сферы и объема предоставляемых услуг выпустить 10 тысяч именных процентных облигаций на $1 млн. Было продано 6318 штук (из них юридическим лицам — 5165, физическим — 1153), получено за них почти $632 тыс. Была установлена достаточно привлекательная процентная ставка — 11% в год. Срок погашения этих облигаций — 1 год. Хотя цели достигнуты и не полностью, тем не менее, были получены конкретные средства…
 
Справка «АиФ Кыргызстан»
 
Кыргызтелеком — естественный монополист, находящийся в утвержденном реестре предприятий-монополистов. Государственное агентство связи предлагает сейчас на рассмотрение правительства пятилетний план тарифной политики на услуги АО «Кыргызтелеком» до 2008 г. По нему предполагается осуществить ребалансировку тарифов на все услуги связи. Это означает, что некоторые услуги подорожают, а некоторые, наоборот, подешевеют. Абонентская плата на аналоговые и цифровые телефоны через пять лет сравняется. В 2003 году, если правительство одобрит этот план, на 25 % вырастет плата за городские телефоны, а в селах она не изменится. Услуги междугородной связи в пределах СНГ не станут дороже, а международная связь (с дальним зарубежьем) подешевеет примерно в три раза. Но пока этот вопрос правительством еще не решен.
 
…В начале 2003 г. у Кыргызтелекома закончилось эксклюзивное право на предоставление международной связи. Теперь Бител-GSM, Кател, другие провайдеры могут претендовать на оказание этих услуг. Госагентство связи при правительстве республики будет рассматривать условия, которые предложат эти компании.
 
Приватизация АО «Кыргызтелеком» является стратегическим фактором для экономики республики. В 2003 г. предстоит приватизировать 51 % акций, и это во многом определит дальнейшее развитие компании. Ранее было объявлено, что тендер на продажу этого пакета среди заинтересованных компаний состоится 31 марта текущего года. Потенциальные покупатели, представители 13 компаний дальнего и ближнего зарубежья (среди которых корейские, китайские, малайзийские предприниматели), просят отложить сроки проведения тендера. Об этом сообщила Т.Нагавицина, пресс-секретарь Госкомитета по управлению государственным имуществом и привлечению прямых инвестиций. Причиной переноса срока является недостаток времени для детального изучения материалов по приватизации Кыргызтелекома, в то время как данное серьезное мероприятие требует такого же серьезного подхода. Вопрос о сроках решается в правительстве. Тендерную комиссию по приватизации Кыргызтелекома возглавляет А.Макаров, первый заместитель председателя Госкомимущества.
 
«АиФ Кыргызстан», №12, март, 2003