[22.11.2OO2] Чуткость в «черном списке». М.Небера

image_pdfimage_print
Директор Центра переподготовки и повышения квалификации Кыргызско-Российского Славянского университета, докторант Санкт-Петербургского госуниверситета С.Пак провела исследование системы ценностей предпринимательской братии Кыргызстана.
 
Выяснилось, что в Бишкеке и Чуйской области — 32% бизнесменов страны, а в самой большой по численности населения Ошской области — 18%.
 
Больше всего коммерсанты любят делать деньги на торговле и общепите — 41% опрошенных, ворочают делами промышленности 28% и предоставляют торгово-посреднические услуги 12%.
 
Однако ценности начинающих предпринимателей и их более матерых товарищей сильно разнятся.
 
Для изучения была взята группа начинающих бизнесменов из 11 человек в возрасте от 19 до 51 года и группа воротил со стажем больше 4 лет из 29 человек в возрасте от 27 до 52 лет. Женщин среди них оказалось примерно в 3 раза меньше, чем мужчин. По национальному признаку — кыргызов-39%, русских — 61%. Уровень образованности был довольно высоким — 83% имели высшее образование.
 
Начинающие бизнесмены больше всего ценят самоконтроль, ответственность и независимость. А вот их более опытные коллеги на первое место поставили честность, которую новички отодвинули далеко — на 7-12 места. Второе и третье места также достались ответственности и независимости.
 
Затем в табели о личных качествах у обеих групп значатся образованность и рационализм. Следом начинающие предприниматели расположили исполнительность, которую их битые товарищи поставили далеко в конце. Замыкает перечень наивысших ценностей эффективность в делах.
 
Ничто человеческое бизнесменам не чуждо, поэтому, упорно трудясь, деловые люди более всего ценят здоровье, интересную работу и счастливую семейную жизнь. Затем следуют свобода, любовь и обеспеченная жизнь. Здоровье оказалось на первом месте в обеих группах, разошлись во мнениях они лишь по поводу интересной работы и материальных благ. У опытных дельцов интерес к работе главенствует, поскольку материально они обеспечены, а вот у начинающих основная мечта — обеспеченная жизнь.
 
Предприниматели считают, что достичь всего задуманного можно, если быть ответственным, образованным и независимым. Важно также обладать твердой волей, быть эффективным в делах и иметь смелость в отстаивании своего мнения.
 
В обеих группах в черный список попали чуткость как проявление заботы и высокая чувствительность по отношению к переживаниям и нуждам другого человека, поскольку мешают добиваться успеха, и просто несовместимы с твердой волей и рационализмом. В число немилостей попали непримиримость к своим и чужим недостаткам, а также развлечения, красота и искусство — некогда развлекаться, пахать надо!
 
Исследование выявило, что начинающие предприниматели более рискованны, чем «старики», а мужчины менее осторожны, чем женщины, которые чувствуют свою ответственность за семью и детей.
 
Однако, кроме явных качеств опрашиваемых, исследование выявило и скрытые потребности. Так, важнейшая социальная потребность этой группы — в признании и безопасности. Это вполне объяснимо, поскольку бизнес является явно рискованным способом зарабатывания на жизнь. Решить эту проблему предприниматели пытаются вполне естественным путем — улучшая собственное материальное благосостояние, таким образом, чувствуя себя в безопасности. Любопытный факт: у женщин-предпринимателей потребность в самовыражении выше, чем потребность в признании. И еще одна деталь: желание добиться успеха у женщин оказалось выше, чем у начинающих и уж тем более опытных предпринимателей.
 
М.Небера, «КП» в Кыргызстане», 22 ноября 2002