[27.02.2ОО3] Заканчивается подготовка договора о строительстве транс-киргизской железной дороги Андижан-Китай

Начало строительства кыргызстанской части железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан планируется на конец 2004 — начало 2005 года. В настоящее время трехстороння комиссия готовит к подписанию соглашения на высшем уровне трех государств о строительстве транснациональной железной дороги, сообщил министр транспорта и коммуникаций, вице-премьер-министр КР Кубанычбек Жумалиев в интервью журналистам.
 
По его данным, проектная сумма расходов на строительство кыргызстанской части дороги по расчетам экспертов снижена с более 1 млрд. долларов США до 950 млн. долларов США. Одной из причин уменьшения расходов стало сокращение протяженности дороги на 30 км. Строительство, как предполагается, осуществится путем создания консорциума, в состав которого могут войти правительства Китая, Кыргызстана и другие компании, желающие участвовать в проекте. Кроме участника проекта КНР в числе потенциальных инвесторов проекта К. Жумалиев назвал Германию, Иран, Азиатский банк развития. Окупаемость проекта по предварительным расчетам определяется в пределах 14 лет.
 
С введением в эксплуатацию этой дороги Кыргызстан становится транзитной страной, республика находится в центре Центральной Азии, что благоприятно скажется на ее экономике. Благодаря этому альтернативному выходу на Запад через Кыргызстан дорога между Пекином и Европой сократится на несколько тысяч километров. Для перевозки грузов (ориентировочно это будет 25 млн. тонн в год) это большая экономия средств, дорога имеет самую большую перспективу, отметил вице-премьер-министр, министр транспорта и коммуникаций КР К. Жумалиев.
 
На подготовку технико-экономического обоснования (ТЭО) китайской стороной было представлено 20 млн. юаней. Анализ был проведен совместно с Государственной дирекцией Кыргызской Республики по строительству железнодорожных магистральных дорог. В ближайшем будущем на основании проведенного анализа будет представлен отчет, после чего стороны подпишут соглашение.
 
Транснациональная железнодорожная магистраль, как планируется, начнется в городе Каши (КНР) в Кыргызстане пройдет через Джалал-Абад, Торугарт и завершится в узбекском городе Андижан. Общая протяженность этой железной дороги составит 577 километров, участок в 226 километров будет находиться в пределах Кыргызстана. В республике два года тому назад был подписан закон «О приоритете проекта строительства железнодорожной линии Балыкчы-Джалал-Абад-Торугарт с выходом в Китай», тем самым проекту придано приоритетное значение.
 
КНИА «Кабар», 27 февраля 2003