[27.03.2ОО3] Исчезнут ли тени в полдень?
Из интервью советника секретариата спецпредставителя по привлечению прямых инвестиции Н.Джаманкулова:
…На нынешнем этапе социально-экономического развития в стране наблюдается асинхронный сбой в проводимых реформах. В целом экономика республики стала рыночной, а система технического регулирования осталась прежней, по сути, советской, основанной на тотальном контроле со стороны государства. Техническое регулирование — это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и т.д. Это часть технического нормирования, и она делится на обязательные нормы и добровольные. И есть такое понятие, как оценка соответствия этих норм. Краткое состояние системы технического регулирования характеризуется следующим положением: техническое нормирование состоит из 55 тысяч различных норм, из них около 22 тысяч стандартов и различных ведомственных норм.
Сегодня ситуация такова, что стандарты по старой советской системе являются документом, обязательным для исполнения.
…В советское время была единая система стандартов, и она соответствовала существовавшей идеологии и тогдашнему режиму. В начале 90-х годов появились национальные институты стандартов, и в принципе такое положение вещей воспринималось как само собой разумеющееся. Ведь тогда сложно было говорить о далеко идущих рыночных намерениях. Думаю, что Кыргызстандарт в то время вполне оправдывал свое предназначение. Но в последние годы техническое регулирование стало тормозом для развития предпринимательства и привлечения инвестиций.
…Тормозить развитие экономики техрегулирование стало тогда, когда издержки предпринимателей за счет сертификации стали превышать разумную норму. В республике более 70% продукции, как производимой, так и ввозимой, подлежит обязательной сертификации, а с учетом иных оценочных действий можно сделать вывод, что для доступа на рынок практически всех товаров требуются разрешения в виде сертификатов, заключений и свидетельств. Например, в странах Европы только 4-7% продукции от общего объема подлежат обязательному подтверждению соответствия нормам безопасности, установленным в европейских директивах.
…Для производителей как молока, так и других продуктов избыточность норм стала явлением обыденным. И при этом все нормы разбросаны в различных документах и дублируют друг друга. Нормы по токсичности есть в пяти документах, и при этом производителю молока надо следовать всем этим документам. За каждым из них стоит конкретное ведомство, и предпринимателю на каждую идентичную норму нужно в разных ведомствах получить разрешение. И самое главное — за все надо платить. Вот и подсчитайте, во сколько обойдутся все эти побочные издержки.
…У нас закрытая нетранспарентная система. Вы, конечно, можете получить сертификат в том же Кыргызстандарте, но никто не даст вам гарантии, что после этого не придет чиновник из Минсельхоза или ветеринарной службы и не потребует от вас документ на соответствие нормам, изданный в их ведомствах. Самая большая беда в том, что у нас министерства, ведомства и местные органы сами вводят внутренними документами различные сертификаты и нормы. Наш предприниматель постоянно находится в состоянии презумпции виновности. Он может легально работать год-два, но через некоторое время могут прийти, откуда угодно и сказать: «Мы вас закрываем, так как вы не исполняете тот или иной документ того или иного министерства или ведомства».
…Конституция гласит, что каждый гражданин имеет право на экономическую свободу. Она может ограничиваться только Конституцией и законом. Таким образом, любые, даже обоснованные нормы, являются ограничением свободы гражданина Кыргызстана. Лицензия — тоже ограничительный момент. Кроме того, вопросы, связанные с получением каких-то разрешительных, оценивающих документов, постоянный контроль тоже являются ограничительным моментом. У нас все законы строятся по ведомственному принципу, то есть каждый тянет одеяло на себя. Производство того же молока или минеральной воды регулируется тремя законами, и каждый при этом прав. Прав Кыргызстандарт, прав Минсельводхозпром, прав Минздрав. При этом у каждого ведомства есть свои нормы, и все вроде бы законно, несмотря на то, что у всех одни и те же нормы и одни и те же технические процедуры. И что же получается? 15-20% — а для малых предприятий и до 30% от себестоимости затрат — уходят на преодоление этих технических барьеров.
…В настоящее время практически отсутствует ответственность за ошибочные и незаконные санкции. Правовой беспредел контрольных служб подкрепляется правовой неграмотностью руководителей предприятий. Находясь в зависимом положении, предприятия стремятся избежать конфликта с проверяющими органами, поскольку это неминуемо приведет к еще большому ужесточению требований, мести этих органов, коллективным репрессиям и еще большему мздоимству. Нормативной базы, регулирующей проверки, нигде нет и быть не может, ибо для большинства проверяющих органов запутанность и противоречивость в регуляторных нормативных правовых актах выгодны. Более того, разрастается и сама система контрольных органов, расширяя свои функции и права, давая возможность получать дополнительные доходы все большему числу чиновников. Сегодня сложилась развитая система перекачки финансов от проверяемых компаний в пользу внебюджетных фондов и предприятий, создаваемых проверяющими органами. В бизнесе это воспринимается как «мягкий государственный рэкет». Мотив такой перекачки — отсутствие бюджетных средств на содержание проверяющих органов, в том числе и тогда, когда эти средства бюджетом выделены.
…В прошлом году специалисты Всемирного банка провели исследования по анализу влияния регуляторных факторов на развитие предпринимательства. И они пришли к потрясающим выводам. У нас от 20 до 30% от себестоимости продукции заложено на затраты для преодоления этих самых проверок. Вы представляете, что это такое? Литр молока стоит 10 сомов, из них 20% предприниматель отдает проверяющим органам. А за все про все платим мы с вами.
Так вот ВБ установил прямую связь между количеством регуляторных факторов и коррупцией. Я просто говорю о фактах. Практически все предприниматели поднимают проблему дублирования деятельности проверяющих органов. В большинстве случаев такое дублирование продиктовано стремлением этих органов максимально расширить свои функции и сделать коммерческие предприятия зависимыми от них. К примеру, табак и хлопок могут не нормироваться. Так нет же, Джалалабадской госадминистрацией в 2000 г. введено обязательное нормирование продукции. На шерсть выдают документы два ведомства: департамент ветеринарии и карантинная служба. И изобретательности нет предела.
…Первым шагом по выправлению положения стало создание комиссии по реформе системы технического регулирования. За истекший период комиссия провела углубленный анализ текущего состояния системы технического регулирования. И первым шагом реформирования системы является разработка проекта основополагающего базового закона об основах технического регулирования в Кыргызской Республике.
«Слово Кыргызстана», 27 марта 2003