[29.05.2OO2] Китайский туз в узбекском рукаве. А.Сухов
Ратификация Соглашения о кыргызско-китайской границе, по которому 90 тыс. га земли Кыргызстана отошли «спящему дракону», создала прецедент. КНР, официально не поднимавшая вопрос принадлежности земель, получила неплохой подарок.
…На сегодняшний день наибольшее количество спорных участков земли у республики есть с Узбекистаном. …Особую тревогу у специалистов вызывает факт медленного обсуждения вопроса и невозможности нахождения компромисса по многим аспектам.
…Ситуация со спорными территориями в Баткенской области вызывает опасения ввиду того, что Узбекистан в одностороннем порядке определил свою границу посредством установления пограничных столбов и колючей проволоки. Особенно эта проблема остра в анклаве Сох, который по периметру границы не только обнесен колючей проволокой, но и в отдельных местах заминирован.
…Ситуация с узбекскими анклавами на территории Кыргызстана, к которым относиться и Сох, достаточно сложна. Некоторые политики, специалисты неоднократно поднимали вопрос об истинной принадлежности анклавов. В частности, Сох и Шахимардан рассматривались как территория Кыргызстана, отданная, якобы в советское время в аренду или просто как подарок братскому узбекскому народу. …По вопросу принадлежности анклавов кыргызские политики, государственные деятели ссылаются — по тому же Соху — на наличие договора об аренде.
…Учитывая, что никто из общественности не видел в глаза договора об аренде Соха Узбекистаном, а также предоставленную премьер-министром возможность строительства прохода к анклаву, следует, что Кыргызстан в реальности не обладает никакими документами о принадлежности Соха нашей республике. Переговоры по Бургандинскому массиву также могут иметь множество противоречий в документально подтвержденном плане. Президент Узбекистана И. Каримов, планирующий утвердиться как гегемон в Центральной Азии, при обсуждении спорных территорий будет использовать все рычаги воздействия. А они у него, к сожалению для нас, есть. Анклав Сох является стратегически важным населенным пунктом, и обладание им позволит использовать в своих интересах сорокатысячное население.
…Узбекистан и Кыргызстан не могут придти к единому мнению ввиду того, что апеллируют разными по срокам подписания документами. Узбекская сторона ставит в основу переговоров административно-территориальное деление СССР на 1924-26 гг. Кыргызстан придерживается данных 1995 г. Все спорные территории, по документам 1924 г., принадлежали Узбекистану. После Советского размежевания, некоторые участки отошли Кыргызстану. По результатам исследований правительственной паритетной комиссии, ряд спорных территорий был закреплен за Кыргызстаном.
В связи с неопределенностью по вопросам спорных участков, возникали многочисленные конфликты в приграничье. Особенно это касалось лиц, пересекающих государственную границу.
…На наших граждан устроена настоящая охота со стороны правоохранительных органов Узбекской Республики. Кроме штрафов изымается приобретенный или продаваемый товар…
…Учитывая всю сложность этого вопроса, проблема неопределенных территорий должна решаться максимально осторожно, в интересах обоих государств. По мнению ряда депутатов ЖК, говорить о подписании соглашения между Кыргызстаном и Узбекистаном сегодня не приходиться. Проблема заключается не только в достаточно специфических вопросах, но и в том, что члены узбекской делегации во время переговоров постоянно консультируются с Ташкентом. В то же время наша делегация обсуждает вопрос исходя из местных особенностей и интересов местных жителей без существенного контроля Бишкека. Это осложняет скорейшее решение по спорным территориям, и соответственно продлевает мытарства наших граждан на пограничных пунктах досмотра…
…Выступая перед депутатами СНП ЖК, министр иностранных дел М. Иманалиев заявил, что Китай официально в письменном виде не обращался к Кыргызстану о пересмотре совместной границы. Исходя из этого и учитывая, что Китай в 1991 г. признал наш суверенитет в существующих границах, передача земли прошла по собственной инициативе президента и сторонников ратификации. Как отметил депутат И. Масалиев, китайцев больше беспокоит вопрос пребывания американцев в Кыргызстане, чем какие-то 90 тыс. га земли. …Разрешив пребывание в Кыргызстане международной коалиции, а, прежде всего, американцам, А. Акаев создал напряженность во взаимоотношениях не только с Россией, но и с Китаем. Возможно, что ратификация Соглашения является своего рода оправданием, способом сглаживания своей вины президентом за предоставление союзникам аэропорта «Манас».
…В общем, дружим и уступаем тем, кому должны. Узбекистану мы тоже должны за газ, но дружбы особой не получается. Значит, не особо дружно будет проходить делимитация и демаркация совместной границы или придется опять идти на уступки. А учитывая «китайский прецедент», нашей делегации при переговорах придется особо туго.
А.Сухов, «Республика», 29 мая 2002 г.