[31.01.2ОО3] Пора избавиться от синдрома “младшего брата”
Интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом, Постоянным представителем КР при ОБСЕ, доктором политических наук Аликбеком Джекшенкуловым:
— Аликбек Джекшенкулович, как ОБСЕ расценивает предстоящий 2 февраля референдум по конституционным поправкам?
— Сразу хочу подчеркнуть, что ОБСЕ поддерживает конституционные реформы в Кыргызстане.
23 января на заседании Постоянного cовета ОБСЕ состоялось обсуждение предстоящего референдума, и мы выступили с подробной информацией.
По данному вопросу нас открыто поддержали делегации России, Азербайджана, Беларуси, Армении и Казахстана. Посол России А.Алексеев особо отметил, что “проходящие в Кыргызстане реформы — это, бесспорно, положительный пример для всех государств, стремящихся идти по пути демократического развития”.
А делегация США приветствовала процесс конституционных реформ и указала на активное участие в Конституционном совещании широкого спектра политических сил. Вместе с тем американская делегация высказала ряд замечаний в отношении сроков проведения референдума и возможного ослабления гражданского общества.
Полагаю, что для таких утверждений нет серьезных оснований. Мы все знаем, что фактически 5 месяцев, с сентября, бурно обсуждаются конституционные реформы, и активное участие в этом принимает гражданское общество, которое играет достаточно сильную роль в наших внутриполитических процессах.
Беседы с коллегами и состоявшееся обсуждение показали, что подавляющее большинство стран–участниц ОБСЕ поддерживают предстоящий референдум и конституционные реформы.
— В ОБСЕ иногда звучит критика и в отношении ситуации с правами человека в США, в частности в вопросе исполнения смертной казни. Но вместе с тем США часто поучают другие государства, как строить демократию. В этой связи считается ли мнение США в ОБСЕ определяющим?
— Все страны–участницы имеют одинаковое право голоса в организации, решения которой принимаются с согласия каждой из 55 стран–участниц организации. Мы, делегации стран–участниц, регулярно проводим консультации и обсуждаем наиболее актуальные вопросы организации. По всем трем направлениям организации любая страна может высказывать свое мнение.
Безусловно, США — влиятельная страна. Да, в ОБСЕ иногда критикуют и США. Последний пример — критическое выступление представителя ОБСЕ по свободе СМИ Ф. Дуве на заседании Постоянного совета 23 января, в котором он выразил озабоченность в связи с нарушениями прав человека со стороны ФБР, которое наблюдает за покупателями книг и посетителями библиотек в рамках так называемого Patriot Act. Как это принято в совете, делегация США дала официальные разъяснения в ответ на критику. В подобной ситуации оказываются многие делегации, что является нормальной, ежедневной работой организации, и относиться к этому надо спокойно.
Пользуясь случаем, хотелось бы развеять сложившийся в нашем обществе стереотип об ОБСЕ как организации, играющей роль некоего международного “прокурорского надзора” в вопросах прав человека и демократизации. Организация была создана в 1975 году и задумана как европейский переговорный механизм между НАТО и Варшавским Договором. После распада Варшавского Договора функции организации изменились. В настоящее время ОБСЕ как региональная организация занимается тремя направлениями безопасности — военно–политическим, экономико–экологическим и гуманитарным. И поэтому вопросы прав человека являются только одним из трех измерений деятельности ОБСЕ. И мы, как страна–участница ОБСЕ, активно сотрудничаем по всем направлениям.
— Вы сказали, что реакция сообщества ОБСЕ на предстоящий референдум достаточно позитивная. А как же быть с заявлением Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека от 24 января?
— Во–первых, в соответствии с установленными внутренними процедурами официальная позиция ОБСЕ выражается в решениях, принятых директивными органами (ПС, СМИД, саммит) на основе консенсуса. Решений ОБСЕ по этому вопросу не было. Мы информировали совет, и некоторые делегации, как я сказал уже, высказали свое мнение. А указанное бюро является всего лишь одним из институтов ОБСЕ, подчиняющихся директивным органам организации, и поэтому пресс–релиз заместителя директора бюро С.Вагензайля надо воспринимать как его личное видение, а не как мнение ОБСЕ.
Во–вторых, бюро решило направить в Кыргызстан группу британских экспертов по выборам, которые окажут содействие в выработке политической оценки референдума. К сожалению, в пресс–релизе г–на Вагензайля об этом не сказано ни слова, хотя широкой кыргызской общественности, наверное, было бы весьма интересно узнать о приезде экспертов и об их участии в наблюдении за выборами.
— И последний вопрос: кыргызская оппозиция, как политические партии, так и НПО, не упускает ни одной возможности обратиться к ОБСЕ и другим международным организациям, чтобы привлечь внимание. Или недавнее заявление Национального института демократии (NDI, USA) относительно процесса конституционных реформ в Кыргызстане. Имеет ли все это какой–нибудь смысл?
— Обращение имеет смысл, когда оно преследует общенациональные интересы, а не интересы каких–либо группировок или кланов. Некоторые оппозиционеры либо не понимают, либо делают вид, что не понимают простой вещи: внутриполитическое развитие Кыргызстана и выбор, который делает наш народ, являются нашим суверенным и неотъемлемым внутренним делом, и никакая международная организация или страна не имеет права и не может навязывать нам свою волю. Да, у нас есть международные обязательства на двустороннем и многостороннем уровнях, которые основываются прежде всего на национальных интересах. Но есть четкая грань, за которой начинаются внутренние дела каждого государства. Кыргызстан, как страна либеральная и открытая, открыл свои двери нараспашку, но не все это понимают, а некоторые просто забываются в своих рекомендациях, переходящих в поучения и менторство.
Пора, наконец, избавиться от синдрома “младшего брата” и больше прислушиваться к самим себе. У кыргызского народа есть богатая история, традиции и культура. Уверен, что только народ Кыргызстана должен решать, каким будет окончательное мнение относительно изменений в Конституции.
В заключение хотел бы отметить, что международное сообщество высоко ценит нашего Президента Аскара Акаева как реформатора, как лидера–интеллектуала, решительно проводящего демократические реформы ради лучшего будущего нашего народа, и призвать читателей активно поддержать референдум и конституционные реформы.
«Вечерний Бишкек», 31 января 2003