[31.01.2ОО3] За 2 дня до Референдума в Кыргызстане. Печальный опыт и прогнозы. Р.Дырылдаев

До референдума, пятого по счету за двенадцатилетнее правление Акаева, остается 2 дня и судьба Референдума предрешена. Акаев достигнет своей цели, усилит авторитарный режим и создаст условия для продления личного правления.
 
Почему оппозиция и наиболее активная часть населения не доверяет Референдуму. Потому что, после избрания Президентом Акаева, народ КР надеялся, что Кыргызстан будет идти в демократическом направлении. После распада СССР была принята новая первая суверенная Конституция в 1993, где максимально были заложены основные права и свободы человека. После принятия в мае Конституции, все ветви власти должны были преобразоваться, то есть должны были состояться новые выборы. Однако Акаев вместо выборов объявил о Референдуме в подтверждении своих полномочий в январе 1994. Поскольку Парламент проводил расследование о коррупциях в правительстве, включая и самого Президента Акаева, это было связано с незаконным вывозом золота в 1993. После расследования Парламентом, правительство, возглавляемое Премьер-министром Чынгышевым, ушло в отставку, а Акаеву удалось сохранить свой пост. Подтвердив свои полномочия на Референдуме, Акаев взялся за преследования. Так впервые в июне 1994г он дал установку о закрытии Парламентской газеты «Свободные Горы» и начал кампанию по разгону Парламента, и осенью 1994 г. Парламент был разогнан. Уже в 1995г провел еще один Референдум по изменению Конституции, где значительно сузил права Парламента и расширил свои полномочия. Последующие Парламентские и Президентские выборы прошли с большими нарушениями прав избирателей. Эти действия Акаева показали, что Акаев ради достижения своих личных целей не побрезгует ничем. После этого усилилось недовольство народа, к тому же ухудшилось социально-экономическое положение населения, а коррупция в высших эшелонах власти достигло верхней отметки. На фоне недовольства народа, положения Акаева становится ненадежным. Поэтому он в 1998 снова провел референдум, где изменил Конституцию и усилил сильнее свою личную власть, в то же время Парламент становился абсолютно зависимым. Судебная власть с самого начала была подмята под Акаева, и полностью служило режиму Акаеву. Поэтому в 1998 конституционный суд вынес решение о том, что Акаев может баллотироваться в третий раз в 2000 г. на Президентских выборах, так как Конституция была изменена через Референдум. И это несмотря на то, что Акаев в 1994 подтвердил через референдум свой пост и к 2000 году он уже управлял страной 10 лет, то есть 2 раза по 5 лет предусмотренной конституцией КР. А как прошли Президентские и Парламентские выборы в 2000 очевидны, свои критические отчеты выпустили OSCE, NDI и многие международные и местные наблюдатели.
 
Почему Акаев любит Референдумы, да потому что Референдум легче всего сфальсифицировать. С каждым годом управления страной Акаевым, жизнь людей достигла до крайней нищеты, Кыргызстан признан одной из беднейших стран мира, внешний долг Кыргызстана дошел до критической отметки — это около 2 миллиардов долларов США на более чем 4 миллиона населения, эмигрировало из Кыргызстана около 1 миллиона человек, весь доходный бизнес принадлежит семье Акаева.
 
На этом фоне усилились протесты населения, в 2002 Кыргызстан был охвачен массовыми протестами, которые привели к расстрелу мирных граждан. Несмотря на это протесты продолжаются. Усилилась международная критика, несмотря на то, что Кыргызстан принимает участие в коалиции против международного терроризма, и это несколько облегчило жизнеспособность режима Акаева, и стала снова поступать зарубежная помощь, один из основных источников доходов коррупции.
 
Используя эту ситуацию, Акаев стал задумывать, как обойти всех и усилить дальше свою личную власть, чтобы вечно управлять.
 
Акаев для начала объявил о том, что он не будет баллотироваться в 2005, наученный горьким опытом народ Кыргызстана не поверил ему и продолжает требовать его отставки. Возможно, ему еще верят некоторые западные страны о том, что он уйдет в 2005.
 
Когда протесты народа не останавливались, Акаев пошел на новую уловку, объявил Кыргызстан страной прав человека и созвал Конституционное Совещание. На эту уловку попалась часть оппозиции, после двух месяцев заседания сделали проект изменения Конституции. После принятия Конституционным Совещанием итогового документа, Акаев вынес на всенародное обсуждение. Фактически обсуждение проходило по установке Акаева. Если Конституционное Совещание ставило под сомнение деятельность прокуратуры, то во время всенародного обсуждения вся структура прокуратуры (более 1000 человек) внесла предложения о сохранении прокуратуры в нынешнем виде, и это было сохранено, так как прокуратура заслужило доверие перед режимом Акаева в преследовании оппозиции. И многое другое удобное для Акаева было внесено во время так называемого всенародного обсуждения. Зато Акаев получил огромную поддержку от международного сообщества. А когда наступил удобный момент, Акаев просто выбросил итоговый документ принятый Конституционным Совещанием и служащих юристов заставил переписать нужную для Акаева Конституцию и вынес ее на Референдум, который должен пройти через 2 недели с момента оглашения. Это все он сделал преднамеренно, так как знал, что за это время никто не сможет подготовится и проконтролировать, ОБСЕ откажется наблюдать из-за недостаточного времени. Итоги Референдума ему подсчитает комиссия на местах, состоящая из служащих, и сделает нужный результат.
 
Акаев дал установку, чтобы на Референдуме было 70% — так оно и будет. Потому что студентов голосовать, а их более чем 100 000, поведут служащие ВУЗов строем и под контролем, и поэтому их не отпускают на каникулы, так как впереди Референдум. Причем студентов заставят голосовать дважды, первый раз по месту учебы, а второй по месту жительства. Более того, Министерство здравоохранения заранее сообщило, что 10 000 больных, лежащих на больничной койке проголосуют за референдум, потому что они зависят от врачей. 17 000 сотрудников милиции и служащих МВД и 13 000 министерства обороны, а также десятки тысяч людей от других министерств и ведомств, местных администраций вынуждены будут голосовать за референдум. Кроме этого на местах идет давление на родственников служащих, на родителей студентов и школьников. А остальные нужные цифры получат путем фальсификации. А тех, кто высказывается против, то на них идет давление и угрозы со стороны спецслужб.
 
Почему оппозиция считает, что Акаев хочет остаться у власти вечно, да потому что фактически заново обновляется Конституция и ближе к 2005 году Конституционный суд вынесет очередное решение, что по конституции принятой в 2003г. Акаев может баллотироваться. Либо проведет кампанию, что якобы народ хочет, чтобы Акаев продолжил управление государством, потому что лучше его никого нет.
 
Кроме этого против Референдума, что является ярким примером, выступили более 150 НПО, такого протеста никогда еще не было и это свидетельствует о нарастании народного протеста и это не считая оппозиционных партий. Просили отложить Референдум и подвергли сомнению предложенный вариант Конституции ODIHR OSCE, Госдеп США и ряд международных НПО. Вместо того чтобы прислушаться к международному мнению, Акаев объезжает страну дает установку и требует 70 % поддержки Референдума, которая понятно каким образом будет получена.
 
Предложенный вариант Акаева привести к абсолютизации его власти, и он уже ничем не будет отличаться от Туркменбаши. Лидеры СНГ Акаеву выразили поддержку на встрече в Киеве, и они же направляют наблюдателей на Референдум, что бы формально узаконить незаконный Референдум как члена ОБСЕ. В ОБСЕ в защиту Акаева только выступают страны СНГ, поэтому надо совершенствовать Институт ОБСЕ, чтобы страны СНГ не могли манипулировать именем ОБСЕ.
 
Рамазан Дырылдаев, Председатель Киргизского Комитета Прав Человека
ЦентрАзия, 31 января 2003