Отзыв лицензии у компании «Талас голд майнинг» на разработку золотоносного месторождения «Джеруй» получает неоднозначную оценку у экспертов

image_pdfimage_print

Отзыв лицензии у компании “Талас голд майнинг” на разработку золотоносного месторождения “Джеруй” получает неоднозначную оценку у экспертов.

Так исполнительный директор Международного Делового Совета Умар Шавуров считает, что позиция Совета заключается в том, что вся эта неопределенность и неясность такого весомого дела, касающегося такой компании, как Оксус, и затрагивающая интересы всего золоторудного производства в Кыргызстане, отражается негативно на восприятии и имидже Кыргызстана в глазах иностранных инвесторов. Советник премьер-министра Гани Абдрасилов считает, что не политизируя этот вопрос, вести прямые переговоры. “Я считаю, нужно с учетом последних требований правительства, которые были в прошлом году выставлены, подписать дополнительное соглашение и продолжить работу для того, чтобы сохранить, политическую стабильность. Потому что этот вопрос начинает выходить за рамки экономические. И второе, в случае не выдачи лицензии, нам грозят сумасшедшие финансовые санкции”, — отметил Г. Абдрасилов во время обсуждения данной темы в передаче “Открытый Кыргызстан”.

Депутат Жанторо Сатыбалдиев тоже выступает за прямые переговоры правительства и компании. Он заявляет, что после горького опыта с Кумтором кыргызской стороне не стоит исходить от цены на золото, а надо переходить на натуральное измерение. “Нам надо договариваться делить золото, а не сумму денег, тогда, наверное, у нас проблем не будет. Если мы будем смотреть только на цену золота, а ведь она постоянно колеблется, затраты этой компании будут увеличиваться, соответственно себестоимость золота тоже будет выше и ожидаемой прибыли не будет”, — отметил парламентарий. По его словам, производство нельзя останавливать, тем более, когда строительство обогатительной фабрики дошло до 80% готовности. Кроме этого, по словам Ж.Сатыбалдиева, правительство должно учитывать интересы Таласской области. В то же время, по мнению депутата, необходимо обратиться к урокам Кумтора. “Да, Таласская область будет иметь какие-то рабочие места — 1000 человек, это хорошо. На развитие области в этом и в следующем году около 2 миллионов будет выделяться, а потом 1,5 миллиона, я слышал, такой график подписан. Да, что-то будем иметь, но в целом с изменением рынка цен на золото мы многое потеряем”, — заявил депутат.

“Я не могу сказать готовых рецептов. Если мы не достигнем консенсуса, будет обоюдно невыгодно и, самое главное, не будет выгодно для нашего населения”, — отметил Ж.Сатыбалдиев.

Представитель Госагентства по геологии и минеральным ресурсам при правительстве Кыргызстана Кадырбек Какитаев сообщил, что “Оксус” получил лицензию по постановлению правительства. До 2002 года они не выполнили условия лицензирования, т.е. не было технического проекта, денег у них тоже не было. “И мы аннулировали лицензию. Но они вновь вышли на правительство и в очередной раз им выдали ее, но уже на более жестких условиях: до 1 апреля 2003 года у них должен был быть технический проект со всеми заключениями, должны были быть указаны источники финансирования, и только после этого им бы выдали разрешение на работу. К сожалению, к 1 марту по оговоренному соглашению они эти условия не выполнили, поэтому мы согласно закону аннулировали лицензию”, — заявил К.Какитаев. Но тендер прежним руководством страны не проводился, и этот вопрос остался открытым. “Возврат лицензии законом не предусматривается. Если же они сейчас будут снова получать новую лицензию, то, пожалуйста, это по закону”, — отметил Какитаев. Но, когда обсуждались условия создания СП с Кыргызалтыном, цена золота опустилась до 250 долларов США за унцию. Сейчас золото на мировом рынке стоит более чем 560 долларов за унцию. “Если возвратим лицензию на прежних условиях, то Кыргызстан потеряет многое таким же образом, как потерял на Кумторе”, — заявил представитель Госгеологоагентства.

К.Какитаев отмечает, первоначально лицензия была обыкновенной, как для всех, когда Оксус пообещал, что уже в 2004 году в мае они ускоренными темпами выдадут золото. А для этого нужен был технический проект, нужно было деньги собрать, но их у компании не оказалось, затем лицензия была аннулирована. К.Какиаев объяснил, что когда английская компания получала лицензию, одновременно они ее получили и в Узбекистане. “Почему денег не оказалось? Потому что все деньги перегоняли туда, там работали. Это тогда, когда цена золота была более низкая, там, видимо, были более выгодные условия. Потом, когда цены на золото начали расти, они спохватились”, — сообщил представитель Госгеологоагентства.

www.kabar.kg