[12.02.2OO2] Из статьи У.Касыбекова о тарифах на электроэнергию

image_pdfimage_print

С 15 марта тарифы на электроэнергию повысятся на 25%. Над бедным народом, и без того занятым лишь проблемой самовыживания, вновь нависла черная туча.

 

Повышение тарифов каждый год, каждый квартал давно уже стало привычным для нас явлением. И каждый раз этот факт сопровождают одни и те же объяснения и причины, которые мы знаем наизусть.

 

Как говорит директор Госагентства по энергетике У.Матеев, повышение тарифов – это вынужденная мера… На мировом рынке стоимость электроэнергии намного выше, чем в Кыргызстане. В среднем 1 кВт/час стоит 4-6 центов или 2-3 сома. А в Кыргызстане до 90 кВт/час стоимость электроэнергии составляет 67 тыйын. Получается, что нам она достается практически даром. Но зато в тех странах, где за электроэнергию платят по 2-3 сома, и месячная заработная плата намного выше, чем наша. Например, средняя зарплата в Европе — $2-3 тыс., в Америке пособие безработных составляет $500. Чтобы платить по тарифам, которые бы покрывали себестоимость электроэнергии, необходимо иметь и соответствующие доходы. Поэтому, поднимать тарифы на электроэнергию, не индексировав зарплаты, пенсии и пособия, значит вновь издеваться над простым народом. Это опасная игра с огнем…

 

…Второй аргумент У.Матеева. Якобы основной фонд энергосистемы республики (энергоблоки, коммуникационное оборудование и т.д.) давно устарел, и если мы не найдем средства на его реконструкцию, то велика вероятность аварийных случаев, причем очень крупных. С каждым годом число таких аварий все увеличивается. К примеру, в 1999 г. было зафиксировано 8 тыс. аварий, в 2000 г. – 9 тыс., а в 2001 г. – 12.205 тыс. Цитирую обоснование У.Матеева на вынужденную меру поднятия тарифов на 25%: «Как видите, в последние годы аварии стали происходить все чаще. Если так будет продолжаться и дальше, то средства передачи электроэнергии совсем выйдут из строя. На реконструкцию этих систем нужно 890 млн. сомов. Поэтому мы вынуждены поднять тарифы на 25%. Сейчас в республике нет ни одного района, где бы электроэнергия подавалась без перебоев. Если мы не решим эту проблему сейчас, то потом будет уже поздно, да и обойдется во много раз дороже». Естественно, говорить о том, кто же довел нашу энергетику до подобного состояния, Матеев избегает. Не говорит энергетик №1 и о том, что никто никогда до сих пор не удосуживался провести мониторинг энергетической отрасли, не ставились прогнозы ее развития, и что до сих пор Кыргызстан не имеет своей собственной стратегии по данной проблеме.

 

Очень странно, что У.Матеев не желает выразить свое мнение по поводу рационального использования внутренних ресурсов АО «Кыргызэнерго». Не говорит он ни слова о принимаемых мерах по снижению технических потерь, которые выросли до 35.5%.

 

Также остается без ответа вопрос, куда же уходит актив энергомонополистов. Узнать у самих энергетиков о том, сколько денег было потрачено на реконструкцию энергоблоков, развитие производства электроэнергии, не представляется возможным. «Кыргызэнерго» — закрытая, святая структура. Единственная постоянная инициатива, проявляемая энергетиками, – повышение тарифов. Пора называть вещи своими именам. Энергетики, повышая тарифы на 25%, хотят просто повесить свои проблемы, которые возникли от их собственных просчетов, на шеи потребителей.

 

Допустим, с 15 марта повысили тарифы, дальше жди следующего повышения. Но как же в этом случае быть простому населению с низкой платежеспособностью? Нельзя же постоянно поднимать цены. Существует какая-то допустимая грань. Когда дело дойдет до ее края, то народ просто откажется платить, т.к. будет нечем. Вот тогда сбудется прогноз У.Матеева – разом произойдут финансовая, социальная и политическая аварии.

 

Повышение тарифов на электроэнергию приведет к повышению тарифов на коммунальные услуги. Также начнут расти цены и на другие товары. Таким образом, в стране возникнет угроза инфляции. Произойдет финансовый кризис в десять раз превышающий дефолт 1998 г. Бюджет 2002 г. принят совсем недавно, причем повышения тарифов на 25% в нем не учли, значит, угроза финансового кризиса велика.

 

Социально-экономическая политика страны направлена на обеспечение благосостояния населения. Стратегические программы (например, КОР) нацелены на преодоление бедности. Короче, все действия государства так или иначе направлены на преодоление бедности. К сожалению, вряд ли эти действия принесут положительный результат. Пустая трата времени. Этому всеми силами препятствуют энергетики.

 

Говорят, что составляется программа по компенсированию социально незащищенных слоев населения. Но до сих пор не разработан конкретный механизм этой программы. Еще неизвестно, сколько средств нужно на выплату компенсаций, неизвестны дополнительные источники финансирования, количество человек, нуждающихся в помощи… Все это приведет к росту объема дебиторского долга, который в настоящее время составляет около 1.5 млрд. сомов (из них 700 млн. задолженность населения «Кыргызэнерго»)…

 

…Кыргызстан богат энергоресурсами. Но что толку, если они не используются во благо народа, не способствуют развитию экономики. Откровенно говоря, сомневаюсь, что энергобоссы вообще думают об интересах народа.

 

«Асаба», 12 февраля 2002 г.