[05.05.2OO2] Курманбек Бакиев (политический портрет)
Система государственного управления в Кыргызстане ничем особенным не отличается от соседних государств.
Глава государства Аскар Акаев, используя результаты всенародного референдума о расширении полномочий президента 1996 года и возможности административного ресурса, сумел укрепить свои позиции, успешно преодолеть предвыборный марафон, достаточно уверенно победить на выборах в октябре 2000 года и получить мандат доверия на очередной срок.
И сейчас, опираясь на свой аппарат и ближайшее окружение, он продолжает проводить курс на поэтапное укрепление президентского правления и личных позиций путем назначения на высшие посты наиболее лояльных сторонников, развития законодательной базы в направлении дальнейшего расширения полномочий главы государства и снижения роли правительства и парламента в политической системе. Как известно, этому способствовал и принятый в феврале 1997 года «Закон о правительстве», который закрепил главенство функций администрации президента над кабинетом министров. По мнению аналитика В.Ф.Грунина, в Киргизии идет целенаправленный и последовательный процесс укрепления личной власти президента в той же степени, в которой это характерно для соседних государств Центральной Азии, может быть, лишь по более «мягкой схеме».
Поиск оптимальной схемы управления страной выразился и в назначении в декабре 2000 года нового премьер-министра Кыргызстана — Курманбека Бакиева, занимавшего до этого должность губернатора Чуйской области. Стоит заметить, что Курманбек Бакиев стал премьер-министром на волне формирования нового, восьмого по счету, правительства Кыргызстана, составленного в основном из старой номенклатуры.
Новый премьер-министр получил в свое распоряжение правительство, заново сформированное именно самим Президентом Аскаром Акаевым. Поэтому первое, с чем столкнулся Курманбек Бакиев — это трудность в создании своей команды единомышленников. И такой возможности лишили не только его. Аналитики считают, что большинство министров были назначены по принципу личной преданности к главе государства, зачастую без учета их профессиональной пригодности и уровня компетенции в области вверенной им сферы деятельности.
Сам К. Бакиев имеет колоссальный опыт управленческой работы. Пройдя все ступени карьерной лестницы, от инженера до губернатора, он приобрел солидный опыт администрирования, как в области промышленного производства, так и сельского хозяйства…
…Несомненно, что при его назначении на пост руководителя исполнительной власти, решающее значение сыграл региональный фактор. Северянин Аскар Акаев должен был отдать пост премьер-министра южанину Бакиеву, чтобы создать региональный баланс.
По мнению независимых экспертов, в этом назначении также просматриваются и внешнеполитические мотивы. Курманбек Бакиев получил образование в России, проработал несколько лет инженером в Московской области. К тому же, он имеет русскую жену, что традиционно является позитивной моментом для кыргызских политиков в строительстве добрых отношений с Россией.
Практически единодушное одобрение кандидатуры нового премьера парламентариями (из 45 депутатов верхней палаты парламента за него проголосовали 36) говорит о том, что он имеет на сегодня хорошую поддержку, как регионов, так и политической элиты страны.
Его вполне можно охарактеризовать как политика, далекого от интриг, он не приемлет трайбализм, не причастен к коррупционным скандалам, как руководитель знает свою работу, имеет европейское воспитание, спокойный и стойко выносит различные выпады в свой адрес.
Что касается слабой стороны К.Бакиева, то многие аналитики отмечают слабое внимание руководимого им Правительства социально-экономическим проблемам. Тем не менее, новый премьер-министр Курманбек Бакиев известен в Кыргызстане, прежде всего, как руководитель-хозяйственник, который в основном не был замечен в политических интригах.
К.Бакиев активно участвует во всех начинаниях Президента А.Акаева и при этом проявляет собственную самостоятельную инициативу.
И в отличие от многочисленного чиновничьего аппарата, сумевшего свести на нет пользу от получения займов и привлечения частного капитала в экономику страны, поддержал главу государства в его инициативе развития среднего и малого бизнеса, возглавив, в частности Совет по развитию предпринимательства. Председатель кабинета министров Курманбек Бакиев даже пообещал, что «станет горой против произвола чиновников, которые ставят порожки и запинки частным структурам». По его словам, если программы Всемирного банка будут реализованы, то осуществятся и проекты по привлечению иностранных инвестиций и стагнация производства пойдет на убыль. Надо сказать, что на сегодня правительство возлагает большую надежду на созданный Совет.
Далее, в самом начале своей деятельности на поприще премьер-министра, отдавая дань сложившейся традиции, К.Бакиев провел предельно жесткое заседание правительства, посвященное вопросам борьбы с коррупцией. Тем более, что к активным действиям премьер-министра подстегивало, подписанное постановление «Об утверждении Государственной программы по усилению борьбы с коррупцией, контрабандой и экономическими преступлениями в Кыргызской Республике на 2001 — 2003 годы». На заседании премьер-министр подверг серьезной критике неудовлетворительную работу министерств, госкомитетов, административных ведомств и местных госучреждений по выполнению Государственной программы, направленной против взяточничества, контрабанды и экономических преступлений, заявив о коррумпированности самих силовых структур.
Эта инициатива премьер-министра не осталась без внимания и предвещала неизбежную и «жесткую чистку» правоохранительных органов и даже смену некоторых владельцев министерских кресел. Таким образом, К.Бакиев попытался в начале своей премьерской деятельности довольно заметно заявить о себе, как о жестком и решительном политике.
Следующий заметный шаг в деятельности премьер-министра касался разрешения вопросов социально-экономического характера. В частности, Курманбек Бакиев предложил свой вариант вывода промышленности из кризиса — «делать ставку на крупные предприятия». По его словам, именно они могут широко использовать новые технологии, тем более, что здесь уже сформировался квалифицированный рабочий класс.
Активное участие премьер-министра выразилось и в налаживании сотрудничества с оппозиционными силами в республике. В частности, К.Бакиев довольно заметно выступает с призывами консолидации политических сил.
Но «особо отличился» новый премьер в разрешении пограничных и территориальных споров между соседними государствами, в частности в вопросе с территориальным обменом между Кыргызстаном и Узбекистаном. Действия нового премьера по данной проблеме стали «ложкой дегтя» в его позитивных начинаниях.
Речь идет о так называемом секретном меморандуме о межгосударственном территориальном обмене между двумя государствами.
Напомним, что узбекская сторона выдвинула условие по приграничным вопросам — газ за землю. Узбеки пообещали решить проблему поставок газа в Кыргызстан, если будет подписан протокол по Соху — узбекскому анклаву, расположенному на территории Кыргызстана в Баткенской области. Суть этого документа заключалась в том, что узбекская сторона предлагала передать им часть кыргызской земли для того, чтобы широкий проход соединил анклав и одиннадцать тысяч гектаров прилегающих к нему территорий, на которых расположены месторождения нефти и газа, с Узбекистаном.
Поначалу уверенная и твердая позиция премьера Кыргызстана на двусторонних переговорах получили одобрение не только политического истэблишмента, но и широкой общественности и была расценена как маленькая, но очень показательная победа над большим соседом. Однако, победа была недолгой и оказалась очевидным промахом премьер-министра. К.Бакиев, приехав в Баткенскую область, убедился, что местность, которую Узбекистан предложил Кыргызстану в качестве компенсации за предоставление территориального коридора, невозможна в качестве транспортного сообщения и сельскохозяйственного использования. Затем последовал отказ главы правительства выполнять достигнутое в меморандуме соглашение и через Министерство иностранных дел он известил Узбекистан о своей позиции. Премьер даже пригрозил, что в случае территориальных притязаний соседей и перевода ими вопроса поставок природного газа в политическую плоскость республика может принять адекватные жесткие меры.
Кыргызский парламент признал недействительным заключенный главами правительств Кыргызстана и Узбекистана, сам К.Бакиев подвергся со стороны депутатов, избранных в парламент от южных округов Кыргызстана настоящей экзекуции.
Спасло главу правительства своевременное признание в превышении своих полномочий, публичное извинение перед депутатским корпусом и объяснение сути случившегося. Для К.Бакиева скандал вокруг территориального вопроса стал своеобразным политическим уроком. Разрешение сложных пограничных и территориальных споров между государствами требует от большого политика особой деликатности и ответственности. И это незыблемая истина.
Последствия такого опрометчивого решения премьера могли оказаться самыми плачевными. По мнению губернатора Баткенской области Мамата Айбалаева, передача Кыргызстаном части своей территории Узбекистану для соединения с ним анклава Сох стал бы ударом по судьбе целого кыргызского региона. «Во-первых, уже на следующий день после принятия такого шага Баткенская область сама оказалась бы большей частью анклавом. Во-вторых, передача узбекской стороне дороги вдоль реки Сох означало бы попросту лишиться воды, столь драгоценной в регионе.
Таким образом, К. Бакиев вовремя показал себя как политик, действительно способный признать свои ошибки и взять на себя ответственность за свои действия. В противном случае премьер-министр мог бы спровоцировать взрыв недовольства населения, чреватый конфликтами вокруг вопроса об анклаве Сох. Отдельные аналитики даже предрекали, что последние события могли бы еще больше обострить противостояние между Президентом и его оппонентами в парламенте. Но, к счастью и для премьера и для республики этого не произошло.
Таким образом, Кыргызстан получил премьер-министра, на чьи плечи ложится вся ответственность за проведение экономической политики, а также за принятие непопулярных мер. При этом не стоит забывать, что премьер-министр Кыргызской Республики находится в достаточно сложном положении, ведь президент А.Акаев, по сути дела, не наделил Курманбека Бакиева соответствующими властными полномочиями, а это, по мнению многих аналитиков, пророчит новому правительству со старой номенклатурой трудные времена.
«Моя столица», 5 мая 2002 г.