Пути развития экономики Кыргызстана

image_pdfimage_print

В последнее время Президент, правительство много говорят о необходимости приоритетного развития промышленности Кыргызстана. И мне, как специалисту, основной трудовой стаж которого связан с производством, казалось бы, надо только радоваться и восклицать: «Наша взяла!». Особенно после непонятной, расплывчатой политики прежнего президента по отношению к промышленности, характерным штрихом которого является полушутливое высказывание одного из близких к бывшему президенту людей: «Нам, кыргызам, не нужна промышленность, мы раньше обходились без нее и сейчас можем обойтись. А для того, чтобы не говорили, что мы отсталый народ, надо оставить одно показательное предприятие и показывать его иностранцам». Но, несмотря на все это, ситуация, в которой оказалась экономика Кыргызстана, в настоящее время не дает нам права поспешно объявлять приоритетной промышленность в противовес сфере услуг и коммерции. К тому же промышленность, как и другие сферы, в свою очередь состоит из различных отраслей, каждая из которых требует отдельного рассмотрения. Я хотел бы здесь, забегая вперед, привести один пример из нашей реальной жизни.

Организовав комплекс рынков «Дордой», мы открыли свой рынок для товаров швейной продукции из Турции, Китая и других стран и практически загубили собственное крупное швейное производство. Однако, спустя некоторое время, наши коммерсанты поняли, что они с таким же успехом могут продавать швейные изделия, выпущенные в Кыргызстане, но с иностранными лейблами. Таким образом стало зарождаться «подпольное» швейное производство, в котором, по оценкам специалистов, сейчас работает около 200 тысяч людей. Свыше 90% продукции идет на экспорт и теперь уже с лейблами качества «Сделано в Кыргызстане». В данном случае торговля стала локомотивом, вытянувшим целую подотрасль в легкой промышленности — швейное производство.

Можно, конечно, соглашаться с противниками ограничения государственного вмешательства и соответственно госчиновников в деятельность хозяйствующих субъектов. Особенно, когда оно приобретает слишком грубые формы в виде намерений прибрать к своим рукам предприятие, участия в капитале, получения взяток. Но я всегда был сторонником активного участия государства в регулировании экономической среды и создании благоприятных условий для развития бизнеса. Да и с учетом бедности Кыргызстана, мне кажется, только активное взаимодействие государства и бизнеса может обеспечить прорыв в экономике и поступательное развитие Кыргызстана. И если до настоящего времени государство не принимало активного участия в развитии торговли, за исключением вступления в ВТО, то наступил момент, когда мы должны создать из Кыргызской Республики Великую торговую страну, из страны с тупиковым расположением – Центртрансевразийского сообщения. Это должно означать строительство железной дороги, связывающей с Китаем, развитие автомобильных и воздушных сообщений и развитие услуг, связанных с обслуживанием дорог, транспорта, терминалов, предоставление услуг для банковского дела, страхования, коммерции, логистики и т.д. Мы должны воспользоваться благоприятным положением, учитывающим не только экономическое состояние, но и другие факторы по отношению к другим странам Центральной Азии – Узбекистану, Таджикистану, Казахстану — и занять центральное связующее место на Евразийском континенте. Немаловажно и то, что кыргызский народ за эти 15 лет показал, что может достаточно успешно осваивать коммерческую деятельность. Поэтому внешняя торговля должна стать основой развития Кыргызстана.

В области промышленности приоритетными должны быть традиционные для Кыргызстана отрасли: легкая и перерабатывающая отрасли с учетом достаточно развитого сельского хозяйства; цветная металлургия, цена на продукцию которой значительно выросла в последнее время, а также предприятия, производящие продукцию из местного сырья. Эти отрасли, за исключением цветной металлургии, для которой требуется проведение особой торговой политики, могут также удачно подкрепляться политикой в области внешней торговли.

Зачастую противоречивые мнения, вплоть до предсказывания неизбежной кончины, высказываются по отношению к предприятиям машиностроения, которое при Советском Союзе было одной из развитых отраслей промышленности Кыргызстана. Мы упустили в свое время возможность создания, при активной роли государства крупных машиностроительных объединений или холдингов, которые были бы конкурентоспособны на внешнем рынке, вертикально интегрированы и решали все вопросы, начиная с разработки и освоения до маркетинга и продаж своей продукции на внешнем рынке. В настоящее время машиностроение может сохраниться при условии, что останутся малые и средние предприятия, доказавшие свою жизнеспособность и специализирующиеся на отдельных видах продукции или операций, добровольно связанных между собой по горизонтали. Есть, конечно, и другая альтернатива: вхождение в состав международных (иностранных) объединений и холдингов.

Со стороны государства по отношению к предприятиям машиностроения и других предприятий неприоритетных отраслей должна проводиться выборочная политика с поддержкой отдельных предприятий, доказавших на деле свою конкурентную способность. Парадоксально, что, имея свой хлопок, коконы шелкопряда и шерсть, крупные среди центральноазиатских текстильный, шелковый и камвольно-суконный комбинаты и новые швейные производства выпускают изделия в основном из импортных материалов. И такие вопиющие примеры есть не только в легкой промышленности, где неэффективно используется кожа, пряжа, но и в перерабатывающей промышленности. Наряду с вышеуказанными материалами и сырьем должны быть взяты под особый контроль государства табак, свёкла, картофель, молоко, мясо и другие виды основного сырья для переработки, то есть вся цепочка по их переработке и реализации для целесообразности получения дополнительной добавленной стоимости в процессе переработки.

Я далек от мысли, что все сырье обязательно должно перерабатываться, но там, где это целесообразно и эффективно, оно должно перерабатываться. Это касается и минеральных ресурсов и драгоценных металлов. Не дело, когда страна недополучает продукцию стройиндустрии (а ведь это не только продукция, но и дополнительные поступления в бюджет в виде налогов и социальных отчислений) из-за нежелания Кантского цементно-шиферного комбината (КЦШК) поставлять им цемент в нужном объеме и по приемлемым ценам. КЦЩК вправе заявить, что он теряет определенную часть прибыли при продаже своей продукции в летний сезон предприятиям стройиндустрии. Но, учитывая, что в конечной стоимости продукции цемент составляет около 10 %, нетрудно понять, сколько теряет государство и народ Кыргызстана из-за недопоставки цемента. И здесь государство должно активно вмешаться и проявить ту власть, которой она обладает, а не отворачиваться стыдливо или отмахиваться под прикрытием выученных фраз, что эти предприятия являются собственностью казахских инвесторов (раньше говорили — «зятя» кыргызского народа), что, как собственники, они могут делать все, что захотят. Хотя и без вмешательства государства менеджмент КЦШК, будь он более дальновиден и мудр, не поступал бы так со своим долгосрочным и стабильным покупателем.

Среди отраслей промышленности особое место занимает энергетика, являющаяся основой жизнеобеспечения всей страны, ключом развития промышленности и сферы услуг. И важно, чтобы эта отрасль работала надежно и эффективно. И, наверное, в силах государства, являющегося основным акционером, обеспечить профессиональный менеджмент в энергетических компаниях.

Сфера услуг в Кыргызстане занимает около 1/3 ВВП, немного уступая доле сельского хозяйства. Вообще такой показатель доли сельского хозяйства в ВВП в очередной раз свидетельствует о бедности страны. Отрадно, что в сфере услуг ведущую роль занимают информационные технологии и туризм наряду с другими видами услуг, названными выше, при утверждении приоритетности торговли. В целом мне представляется, что в сфере услуг государство проводило более целенаправленную и последовательную политику, что не могло не сказаться на ее состоянии. Объявив отдельные отрасли или предприятия приоритетными для экономики, правительству следует смело и решительно создавать им благоприятные условия для развития, а не ограничиваться декларациями. Это касается не только налоговой и таможенной политики, инвестиций и других вопросов, но и всех действий правительства и администрации на местах. При этом должна проводиться специальная политика по отношению к каждой отрасли, подотрасли или предприятию. Понятно, это хлопотное дело. Но результаты, полученные при этом, окупятся сторицей.

Говоря о темпах роста, конечно, хочется за 5 лет удвоить ВВП, но не это, наверное, главное. Главное — начать проводить четкую, смелую и последовательную политику развития Кыргызстана, а результаты придут само-собой…

У. КЫДЫРАЛИЕВ, исполнительный директор Гильдии Директоров Кыргызстана

OP
www.pr.kg