[05.06.2OO2] Хочешь мира — строй водопровод! Е.Скородумова

image_pdfimage_print
    Простая истина: конфликт, как и болезнь, легче предупредить, чем после расхлебывать последствия (а они могут быть и непредсказуемыми). Посему проект ПРООН по превентивному развитию, который на зависть другим регионам успешно продвигается по жизни в Баткенской области, как раз и направлен на то, чтобы упредить возможные острые ситуации.
 
     — Наш южный регион выбран совсем не случайно, — объясняет национальный координатор по области Абдираим Жорокулов, — ведь здесь сплошь и рядом пересекаются границы сразу трех государств — Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана. И еще в мирные социалистические времена эти края называли “котлом, который может взорваться в любую минуту”. Причины? Их несколько. И одна из серьезных — дефицит самого элементарного — воды. Как питьевой, так и поливной.
 
    …Многие, конечно же, помнят, как в начале девяностых Кыргызстан “прославился” чуть ли не на весь мир — после того, как в приграничном поселке Исфана из–за нехватки живительной влаги произошло столкновение. Жители соседнего таджикского села перекрыли камнями канал, ну и началось… Народ пошел, что называется, стенка на стенку, и ЧП закончилось трагически: один человек тогда погиб, а многие молодые мужчины оказались в больничной палате с травмами. Рукопашную остановили с большим трудом…
 
    Собственно, и сегодня водная проблема актуальна как никогда: по официальной статистике, треть жителей области до сих пор не имеет доступа к безопасным питьевым источникам. А это болезни — гепатит, кишечные инфекции, дифтерия, прочие недуги. И — недовольство властями, постоянные стычки. Та же самая картина и с поливной влагой. А решается вопрос в основном исключительно благодаря вмешательству Программы развития ООН.
 
     — С восемьдесят четвертого (!) года велось строительство одного из самых крупных объектов в Кадамджайском районе — канала Кара–Кыштак — Боз, — говорит нынешний директор стройки Файзулло Сайдуллаев. — Но однажды вся работа замерла… И вот вновь появилась надежда: $25 тысяч выделила ПРООН, помогли некогда могущественные промышленные флагманы — Кадамджайский сурьмяной комбинат и Хайдарканский ртутный. Подключился народ. И 14.5 километра канала почти готовы… После того как мы все закончим, будет освоено почти полторы тысячи гектаров земли! Воду мы планируем брать из трансграничной реки Исфана–Сай.
 
    Правда, сейчас работы затормозились, правительство Кыргызстана пока не выполняет своих обязательств и не вносит обещанную долю средств. Тем не менее жители верят в то, что работу все же удастся завершить в самое ближайшее время. Без веры никак нельзя — около пяти тысяч человек еще недавно трудились в Узбекистане, теперь же они остались и без работы, и без земли. Пуск канала позволит людям возделывать участки, а значит, без куска хлеба крестьяне не останутся.
 
     — Напряженная обстановка складывалась и в Халмионском айыл окмоту, — продолжает координатор ПРООН Абдираим Жорокулов. — Но тамошние жители собственными силами построили водорезервуар объемом 750 кубометров. Вода пошла теперь в четыре села, и почти двадцать тысяч человек сегодня могут пить нормальную чистую воду.
 
    …Но главными героями Баткенской области в плане решения вечно больной проблемы можно считать жителей села Мурза–Патча Ляйлякского района. Здесь не имелось собственных водопроводных сетей даже в советские времена. Вода должна была поступать самотеком из верхнего села Ак–Булак. Но соседи ни за что не желали делиться своим богатством, здесь постоянно случались конфликты. Шли долгие переговоры, в которых участвовали и старейшины и волонтеры ПРООН. Наконец вопрос удалось решить, причем мирным путем, — кыргызстанцы и таджикские соседи построили, как они сами говорят, “водопровод дружбы”, и ссор теперь как не бывало…
 
Е.Скородумова, «Моя столица», 5 июня 2002 г.