[22.08.2OO2] Никаких выводов Президент не сделал

image_pdfimage_print
Из интервью А.Мадумарова, депутата ЗС ЖК КР:
 
…Скорее всего, эта встреча (имеется виду встреча группы оппозиционеров с Президентом) нужна была самому Президенту – он и был ее инициатором. Почему? Потому что без инициативы Президента, без его желания, ни один посредник не мог бы устроить эту встречу…
 
…Естественно, разговор зашел о реформировании Конституции. Я должен сказать, что высказал Президенту достаточно нелицеприятные вещи, очень жестко критикующие его. И он тоже мне несколько вопросов задал. Когда я спросил, неужели Вы, как глава государства, об этом не знаете – он мне ответил, что он об этом знает. Вот как Вы меня сейчас пытаете, точно таким же образом я его пытал. Но если Вы знаете, то почему не действуете? Что творится на местах, что делают госчиновники? Высочайший уровень коррупции, взяточничества, покровительство некоторых людей, в частности в области бизнеса. И несмотря на то, что народ никакого доверия этим чиновникам не оказывает, тем не менее, как бы назло народу, Вы этим людям даете все более и более высокие назначения. Неужели нет таких людей, таких кадров, которым бы народ, хотя бы на 50% оказывал доверие? На это я не получил удовлетворительного, скажем так, ответа…
 
…Встреча началась в пять часов вечера и закончилась ближе к восьми. Два с половиной часа – это достаточно долгий разговор. Президент завел разговор о реформировании Конституции Кыргызской Республики, распределении полномочий, о функциях, т.е. о том, о чем мы говорим последние семь лет. Неужели нужен был семилетний период, чтобы прийти к тому, с чего начали? Я предложил взять в качестве основы Конституцию 1993 г., с чем он согласился. Также я предложил ввести однопалатный парламент, и опять он в категоричной форме поддержал меня. Я был удивлен.
 
Очевидно, что в унитарном государстве двухпалатная система – это нонсенс, у нас не федеративное устройство…
 
Мы говорили о том, каким образом после конституционной реформы будет происходить роспуск парламента, правительства. Все эти нюансы я предложил Президенту расписать отдельным конституционным законом о введении в действие Конституции. Был и спорный момент: как мы проведем эту реформу – путем референдума или через парламент. Скорее всего, власти будут проталкивать вариант референдума, но весь народ сейчас не поверит результатам никакого референдума. К тому же, если более половины статей Конституции будут претерпевать изменения, то односложно ответить «да» или «нет», будет несправедливо. Ведь по одной статье можно быть согласным, а по другой — нет. То же может быть и по разным пунктам одной и той же статьи. Мне представляется более целесообразным реформу проводить через парламент, пусть даже это будет длительной, кропотливой и долгой работой…
 
Мы определили срок работы Конституционного совета – 30 дней. Начало работы – первая декада сентября.
 
…Если работа начнется в первой декаде – прибавим месяц, значит, это, примрено,10 октября. А 22 октября у нас что? – Выборы. И, естественно, появятся очень умные и прагматичные люди, которые могут предложить Президенту: а зачем дважды будоражить народ? День выборов пусть будет и днем референдума. А в некоторых округах одновременно проведут и выборы и референдум…
 
…Я так думаю, что все-таки окружение президента будет делать все возможное и невозможное, чтобы скорее, в течение месяца, протащить все вот эти моменты по Конституционной реформе. По всей видимости, все-таки нас в конце октября ожидает референдум. Этого бы я не хотел, потому что менять Конституцию в течение месяца – это не дальновидно и в спешном порядке такие вопросы не решаются…
 
…Продуктивность этой встречи для нас так и осталось загадкой…
 
…Мы не имеем права допустить развала государства, хаоса. Ведь некоторые соседние государства только этого и ждут, потирая руки. И будут радоваться. Я очень опасаюсь такого развития ситуации. Александр Солженицын в свое время сказал, что Средняя Азия подбрюшье России. Боюсь, как бы потом не говорили, что Кыргызстан – подбрюшье Центральной Азии. Эта опасность имеет весьма реальные очертания. Если мы допустим хаос, то и без того бедная страна может откатиться на несколько десятилетий назад….
 
…Лично мое мнение: во имя спасения, стабилизации в обществе Президент должен отдать свои полномочия. Потом правительственные СМИ начнут кричать, что заставляют его, шантажируют. Ничего подобного нет! Я предлагаю пути выхода: Президент должен путем консультаций с парламентом, политическими силами, с общественными организациями сформировать правительство подлинно народного доверия, а не по степени личной преданности. По конституционной норме он может назначить исполняющим обязанности Президента именно того премьер-министра, который имеет хотя бы 50 плюс один процент доверия народа, и возложить на него обязанности проведения честных, подлинно демократических выборов Президента. Это все, согласно Конституции, должно произойти за 4 месяца. И потом и.о. Президента должен передать новому президенту власть. Я думаю, тогда общество консолидируется, успокоится. На сегодняшний день это единственный путь выхода из ситуации. Между прочим, это цивилизованный конституционный путь.
 
…Сейчас, как и тогда, ситуация во многом зависит от Президента, от его шагов. Если его решения будут прямо противоречить интересам народа, подобно тому демаршу в кадровых назначениях, которые сейчас происходят, тогда ситуация будет накаляться.
 
Но мы будем стараться идти цивилизованным, конституционным путем. Мы не имеем права упускать ни одного дня, ни одного часа, мы должны беспрерывно искать пути сближения. Ведь речь сейчас идет не о смене власти, и если этого не понимает Белый дом, то это очень плохо. Сегодня мы должны искать способы сохранения единства нации, лицо государства. Все это зависит исключительно от действий самого Президента. Я думаю, он умный человек, все понимает, и должен делать соответствующие выводы…
 
Сегодня наше государство глубоко больно, ему необходимы лекарства, в том числе и хирургическое вмешательство…
 
«Общественный рейтинг», 22 августа 2002