[22.08.2OO2] Почему не платят «крутые»? Г.Лунева

image_pdfimage_print
…На коллегии Госкомимущества рассматривался вопрос финансово-хозяйственной деятельности электроэнергетических компаний за первое полугодие 2002 года. Из отчетов руководителей выяснилось, что проблемы в энергетическом секторе республики все те же, хорошо нам знакомые: неплатежи, дебиторская задолженность, общие потери в электросетях. Крайние высокие их показатели остаются в АО «Северэлектро» — 48.25%, АО «Ошэлектро» — 37.98%. Этими компаниями не выполнены обязательства, взятые на предыдущей коллегии по уменьшению потерь в первом полугодии до 37% и 35% соответственно.
 
Вдумайтесь в цифры: общие потери при выработке, транзите и распределении электроэнергии за полугодие составили 2801.3 млн. кВтч, или 52.8% от общего поступления с сеть электроэнергии. В пересчете на товарную продукцию по среднеотпускному тарифу за вычетом плановых потерь это составило 850 млн. сомов.
 
Мы продолжаем терять крупные суммы. Почему так происходит? Ситуацию комментирует начальник управления развития, приватизации стратегических объектов и антикризисного управления при Госкомимуществе С.Бакиров:
 
— Проблем много: уменьшение запасов воды в Токтогульском водохранилище, приведшее к снижению выработки электроэнергии, а также изменение плотности напряжения в сетях, спровоцированное ростом бытового потребления энергии. Здесь и высокая степень износа основных средств, и как следствие – технические потери.
 
А вот о коммерческих потерях хочу сказать особо. Хищения в последние годы приобрели массовый характер. Отчасти это объясняется низким уровнем доходов населения и в какой-то мере нормативно-правовыми проблемами. У нас до сих пор нет юридически четкого и регламентированного понятия электроэнергии как товара.
 
Подача электричества в законодательных актах прописана как услуга, следовательно, и статья за хищения более гуманная. Добавьте к этому низкий уровень исполнительного производства в судах по делам о взыскании с потребителей стоимости полученных киловатт, и получится картина практической безнаказанности при хищении электроэнергии. Крадут более четверти вырабатываемой электроэнергии.
 
Оплачивается менее 30%, так как существуют дебиторские задолженности. Это значит: потребитель известен, куда киловатты ушли, понятно, вот только не ясно, когда он будет платить. Самое страшное даже не цифра долгов, а данные о неплательщиках.
 
Анализ структуры дебиторской задолженности показывает, что самый большой рост – до 62% наблюдается у коммерческих организаций, то есть у тех, кто способен платить. В то время когда бюджетные организации, которые принято считать самыми бедными, остаются по росту долгов на одном уровне – 1.1%. Частные лица находятся где-то посередине. Есть, правда, жители, которые задолжали баснословные суммы, от 49 до 70 тыс. сомов…
 
Г.Лунева, «Слово Кыргызстана», 22 августа 2002