[02.10.2OO2] Банк предлагает… не убивать завод
Недавно состоялось очередное заседание Совета по экономической политике, и на нем среди прочих обсуждался вопрос о возможности передачи под контроль правительства двух предприятий, которые не смогли расплатиться по кредитам Европейского банка реконструкции и развития. А поскольку уполномоченным банком по их обслуживанию выступал АКБ “Кыргызстан”, почему–то внимание сконцентрировалось именно на нем. А в самой сути проблемы неспециалисты, видимо, не разобрались. Чтобы прояснить ситуацию полностью, мы обратились за комментариями к председателю правления АКБ “Кыргызстан” Ш.Садыбакасовой.
…Речь на совете шла о двух хозяйствующих субъектах, которые обанкротились. Один из них — работающее предприятие по производству супертонкого базальтового волокна в Кызыл–Кие. Его продукция пользуется огромным спросом. Сейчас оно выходит на иной качественный уровень, ему требуется новое оборудование, и для этого нужно еще $10 тыс. займа. Однако наш банк не берет на себя дополнительное кредитование этого завода, поскольку предприятие сегодня признано банкротом — процесс этот инициировали кредиторы.
Второй субъект — предприятие по первичной обработке кожи в Кочкорке — пострадал из–за нечистоплотного иностранного партнера и из–за значительной курсовой разницы — за несколько лет доллар вырос больше, чем закладывалось в расчетах. Его тоже можно реанимировать, хотя для этого потребуются серьезные усилия.
Мы действительно поставили вопрос следующим образом: почему за невозврат этих кредитов должен отвечать полностью только наш банк? Тем более что тут же (обыватели по незнанию, а недобросовестные конкуренты — с умыслом) ситуацию переиначили, и пошли разговоры, что банк оказался в долгах. Это не так. АКБ «Кыргызстан» ничего не должен. Наоборот, если уж говорить принципиально, именно правительство должно нашему банку. Есть замороженные средства по линии Внешэкономбанка — $1,455 млн.
Проблема может решиться несколькими путями. Первый путь: раз мы обслуживали эти предприятия, брали на себя риск, хорошо, мы возьмем на себя и их долги — $608 тыс., но тогда уж и нам верните те средства, что задолжало правительство. Мы–то свои обязательства перед вкладчиками выполняем четко. Прекрасно знаем, что им нет никакого дела до внутренних и внешних долгов — банка ли, правительства ли…
…Проекты, о которых идет речь, отбирались совместно специалистами Национального банка, консультантами Европейского банка, кредит выделялся под гарантии правительства. Давайте и решать вопрос сообща! Тем более что правительство постоянно заявляет, что стремится поддерживать налогоплательщиков.
АКБ «Кыргызстан» за 8 лет заплатил 74 млн. сомов налогов. И этот базальтовый завод, кстати, — тоже налогоплательщик! А что получается? Производство — весьма перспективное — погибает, по его долгам крайним делают банк. Но закрыть–то действующее предприятие, где трудоустроены 60 человек, просто. Только зачем? Кто выиграет от этого? Надо дать ему возможность поработать. Это еще один реальный выход из положения и, мы думаем, самый разумный.
Сейчас, когда завод объявлен банкротом, имущество его принадлежит вроде бы банку, оно отдано под залог. Но банк ведь не занимается хозяйственно–производственной деятельностью. И мы хотим, чтобы предприятие было передано правительству — Министерству внешней торговли и промышленности или, скажем, Министерству финансов. То есть вопрос ставится так: возьмите завод. Весь. С долгами и активами…
«Вечерний Бишкек», 2 октября 2002