[03.10.2OO2] Модернизация ГЭС требует минимум 10 млн. долларов. С.Дордоев

image_pdfimage_print
Из интервью С.Дордоева, гендиректора ОАО «Электрические станции»:
 
В состав АО «Электрические станции» входят: каскад Токтогульских ГЭС- Токтогульская ГЭС, Курпсайская ГЭС; предприятия строящихся ГЭС – Шамалдысайская, Ташкумырская, Уч-Курганская, Атбашинская ГЭС, а также две тепловые станции – ТЭЦ г. Бишкек и г. Ош. В целом, состояние наших станций, можно сказать, удовлетворительное. Срок службы наших электростанций в соответствии с техническими характеристиками – около 40 лет. По его истечении необходимо провести полную реконструкцию и модернизацию станций. К критическому порогу подошли такие станции как  Учкурганская ГЭС мощностью 180 мВТ и небольшая Ат-Башинская ГЭС мощностью в 40 Мвт – они нуждаются в полной реконструкции.
 
У остальных еще есть время: Токтогульская ГЭС начала эксплуатироваться в 1974 году. Ее работоспособность поддерживается ежегодным текущим ремонтом, который обычно проводится летом. Что касается тепловых станций, то ТЭЦ г. Бишкек начала эксплуатироваться с 1961 года, а ТЭЦ г. Ош – с 1966 г. Бишкекская ТЭЦ находится в более предпочтительном состоянии 6 на ней был запущен новый агрегат на средства всемирного банка.
 
Наше молодое акционерное общество наметило трехлетнюю программу модернизации гидроэлектростанций. Для этого необходимо, по нашим подсчетам, минимум $10 млн. Естественно, сейчас таких денег у нас нет. Какой есть выход? Оборудование у нас в основном российское, с заводов в Новосибирске и Санкт-Петербурге. Сейчас мы проводим переговоры с ними, собираемся заключить долгосрочное соглашение с РАО ЕЭС России. Чтобы найти такие деньги, мы хотим продавать электроэнергию в Россию. А в обмен РАО ЕЭС организует нам поставку оборудования.
 
…Что касается прибыли, то практически это прибыль на бумаге. Сейчас мы действительно находимся в трудной финансовой ситуации: налог с прибыли уже начислен, заложен в бюджет и с нас его вовсю требует государство. Все слышали о предзабастовочной ситуации на Бишкекской ТЭЦ, а на Токтогульской ГЭС могло случиться то же самое.
 
Установление тарифов – это непрерывный процесс и не всегда здесь энергокомпании согласны. Мы стараемся отстаивать нашу позицию. По тепловой энергии я уже отметил диспропорцию: тариф по тепловой энергии покрывается за счет тарифов на экспорт электроэнергии. Скажем. Себестоимость 1 кВт электроэнергии составляет 17 тыйынов, а на экспорт мы же продаем по цене чуть больше сома. Тарифообразование у нас в энергетике социально ориентированное.
 
…Госкомитет по управлению госимуществом является нашим самым главным акционером – как вы знаете, 93,72% акций принадлежат государству. Высшая власть принадлежит общему собранию акционеров, членом совета директоров является заместитель председателя Госкомимущества, который принимает непосредственное участие в управлении нашего АО.
 
…Высокие потери существуют, но после разделения это больная тема перешла к распредкомпаниям, поскольку основные потери там. В «электрических станциях» технические потери составляют 0,38%.
 
Объединенная энергосистема Центральной Азии часть единой энергосистемы бывшего СССР. В нее входят все бывшие союзные республики. Это нужное объединение, которое обеспечивает параллельную работу: если в каком-то месте ощущается недостаток в мощности, то энергия, как по сообщающимся сосудам переходит туда. Наши гидростанции и тепловые станции соседей взаимно друг друга дополняют. Тепловые станции поддерживают стабильный уровень, а гидростанции осуществляют выбросы энергии оп необходимости. Была такая ситуация: в феврале этого года Казахстан вышел из параллельной работы и разомкнул энергетическое кольцо. В итоге получилось, что север Кыргызстана начал питаться электричеством только от Токтогульской ГЭС. Север – это Бишкек, Чуйская область, Иссык-Куль. Нарын. Когда казахи вышли из кольца, мы начали питаться только от одной линии. В энергосистеме это чревато последствиями. Мы стали больше угля сжигать на ТЭЦ, но все равно это не решение проблемы.
 
У Казахстана противоречия были, в основном с Узбекистаном. Второй момент – неурегулированность рыночных, экономических отношений между сетями. У нас же граница пестрая – везде есть транзит. Обеспечение энергией  своих территорий, например. На юге – в Сулюкте, Баткене проходит через территорию соседей, а это уже считается транзитом, за который надо платить. Пострадали все…
 
…Юг Казахстана стал подпитываться по одной линии с севера. Они вынуждены были запустить Джамбульскую ГРЭС. При этом они вложили серьезные деньги и работают на мазуте. В этом плане они тоже терпят убытки…
 
…В среднем около 2 млрд. кВтч идет в Узбекистан и Казахстан. Есть небольшой экспорт в СУАР КНР – около 500тыс. кВтч в год – Торугарт, таможни, пограничные заставы, ряд пограничных кыргызских, казахских аилов. В этом плане президент поставил задачу наращивать экспорт. В июне мы добились подписания соглашения о сотрудничестве с Китаем в области энергетики. Рамочное соглашение дает конкретную возможность проводить работу по продвижению экспорта нашей электроэнергии в Китай. Поскольку там происходит ежегодный экономический рост, на уровне не менее 7% в год, то у них потребность в электроэнергии неизбежно вырастет. В перспективе поставок рассматриваем еще Пакистан и Афганистан.
 
…Нужно тянуть линии электропередач, для этого нужны вложения. Опять же нужна заинтересованность Китая, потому что через его территории пройдут линии. Россия тоже заинтересовалась замещением: чтобы она получала энергию с севера Казахстан, а мы бы обеспечивали юг Казахстана.
 
…Есть закон об особом статусе наших гидроэлектростанций и национальной сети. 93% пакета акций, которые сейчас принадлежат государству, не могут быть проданы, отчуждены. Это национальное достояние, и оно должно остаться государственной собственностью. Хотя интерес проявляют и российские компании, Китай и другие страны…
 
“Общественный рейтинг», 3 октября 2002