[05.11.2OO2] Ошу – свой статус

image_pdfimage_print
Мэр г.Ош Ж.Сатыбалдиев:
 
Корр.: Два года назад город Ош обрел статус южной столицы. Что изменилось за это время?
 
Давайте определимся, что дал Ошу этот статус? Вышел соответствующий указ, в котором город стал южной резиденцией президента Кыргызстана. Приняли программу по развитию города до 2010 года. И на этом все застопорилось.
 
Мы предлагали в парламенте законопроект о придании Ошу особого статуса. По моему личному мнению, стране достаточно и одной столицы! А вот статус города с особыми правами в области финансового самоуправления дал бы возможность Ошу самостоятельно развиваться. И примеров тому немало. Шанхай, например, или Алматы.
 
В прошлом году мы впервые сформировали самостоятельный бюджет города отдельно, не в составе области. В результате нам удалось закончить строительство недостроенных зданий. Например, среднюю школу в микрорайоне «Анар». Провели водопровод, который теперь будет обеспечивать питьевой водой свыше 5 тыс. человек. Общих капиталовложений было сделано на сумму 20 млн. сомов. Для такого города, как Ош, это ничтожно мало.
 
Корр.: Как обстоят дела с крупными предприятиями города? Например, с Ошским насосным заводом и хлопчатобумажным комбинатом?
 
Нам удалось сохранить от полного банкротства насосный завод, но какой ценой! Мы неоднократно ставили вопрос о приостановлении процесса банкротства завода перед правительством страны. В конце концов, добились того, что сохранили одну (!) промышленную линию, выпускающую глубинные насосы. Вся остальная заводская площадь отдана на откуп оптовым рынкам и автостоянкам. Несмотря на не очень радужные перспективы, завод вполне способен удовлетворить потребности страны, и не только. По нашим данным, в России работает свыше миллиона наших насосов. Завод может подняться, выпуская к ним запчасти.
 
А вот что касается легкой промышленности, — тут посложней: знаменитый хлопчатобумажный комбинат находится на балансе Министерства легкой промышленности. Он имеет колоссальные долги перед правительством, донорами. Поэтому мэрия не может реально влиять на его дальнейшую судьбу. Но это не значит, что мы сидим сложа руки. Городские власти не раз предлагали перепрофилировать комбинат.
 
Шелкокомбинат вообще находится в частных руках. И мы бессильны как-то влиять на его развитие. Причем и там хвастать нечем. Раньше на комбинате работало свыше 3 тыс. рабочих. Теперь – 120.
 
В Оше, вместе с тем, бурно развивается строительство, но опять-таки в основном частное. Есть крылатая фраза, что во время кризисов первыми умирают строители и первыми возрождаются они же. В этом году три школы построили. Продаем свободные земли. Здесь 25 кв. метров уходят за 420 тыс. сомов! Земельные аукционы сегодня – серьезная прибавка к городскому бюджету.
 
Корр.: Не было желания построить приличную гостиницу за счет этих аукционов?
 
Было и есть! Но не все в моих силах. Сегодня такое строительство требует серьезных капиталовложений и без иностранных инвесторов не обойтись.
 
Я понимаю, что многие из ошских гостиниц просто не выдерживают критики. Взять, например, знаменитый «Интурист»: там стоимость проживания завышена в несколько раз! Будь моя воля, я бы снизил эти расценки.
 
С южной стороны к Ошу примыкают некогда дачные участки, ныне это вполне сформировавшийся городской микрорайон. Все жители этой зоны не имеют никакой прописки, но при этом являются де-факто жителями города. Там проживает немало мигрантов, вернувшихся из России. Судьба этих «анклавов» пока горадминистрацию, судя по всему, волнует мало…
 
«АиФ Кыргызстан», №44, октябрь, 2002