[14.11.2OO2] Блиц-опрос газеты о нелегальной миграции

image_pdfimage_print
Вопрос: Россия ужесточила свою политику в отношении нелегальных мигрантов, ограничив срок определения их статуса 90 днями пребывания в этой стране. Какой должна быть миграционная политика много меньшего по размерам Кыргызстана? Видите ли Вы угрозу для национальной безопасности страны со стороны нелегальных мигрантов?
 
Ж.Жекшеев, экс-депутат ЗС ЖК КР:
 
Любое правовое положение о нелегальных мигрантах отвечает, прежде всего, внутренним интересам каждой страны, а такой маленькой стране как Кыргызстан — вдвойне. В данном случае руководство России и Кыргызстана, исходя из своих специфических отношений, по вопросу нелегальных мигрантов должно проводить политику, отвечающую международным стандартам. Я считаю архиважным установление особых двусторонних отношений между двумя странами, которые были бы закреплены межправительственными соглашениями. При случае, когда миграция приобретает стихийный характер и недостаточно законодательно регулируется, то, естественно, в определенных случаях может возникнуть и угроза национальной безопасности.
 
А.Исаев, начальник «Службы спасения» в г. Бишкек:
 
Считаю, что поскольку Кыргызская Республика в географическом плане является тупиковым государством, в котором нет большого количества полезных природных и энергетических запасов, то она должна проводить политику “открытых дверей”. Нужно максимально упростить процедуру въезда в республику, а также процедуру ввоза товаров, что способствовало бы ее скорейшему экономическому развитию и эффективной борьбе с бедностью населения.
 
Необходимо обязать чиновников всех уровней не создавать препятствий для миграции населения. За создание искусственных препятствий, противоречащим законодательству, чиновник должен нести ответственность по самым жестоким канонам.
 
Вместе с тем нужно ужесточить мероприятия по выявлению лиц, занимающихся перевозкой наркотических веществ и оружия. Других ограничений фактически не должно существовать.
 
Г.Жалкубаев, главный эксперт Международного института стратегических исследований при Президенте КР:
 
Не вижу здесь никакой политики, тем более “угрозу для национальной безопасности”. Нелегальные мигранты исчезнут сами по себе как только наш МИД “запустит” визы, паспорта, которые будет невозможно подделать. А пограничники, таможенники, соответствующие работники МВД станут получать достойную заработную плату, чтобы не марать свою совесть взятками.
 
Т.Кушчубеков, заместитель министра иностранных дел:
 
До последнего времени, несмотря на обретение независимости бывшими республиками, входившими в состав СССР, многие из них, в том числе и Россия, исходили из той нормативной базы, которая была создана еще в Советском Союзе. Многие вопросы, касающиеся взаимоотношений между республиками СНГ, в том числе и по миграционным процессам, не имели четкого правового регламентирования. Беспрецедентные масштабы и стихийный характер миграционных процессов стали оказывать негативное влияние на социально-экономическое развитие стран. В этих условиях с целью защиты национальных интересов государства стали создавать соответствующую правовую базу.
 
Примером того служит введение в действие с 1 ноября с.г. Федерального Закона Российской Федерации “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”. Данным законом регламентируется порядок пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации и их правовой статус, т. е. права и обязанности.
 
С целью упорядочения процесса и государственного контроля за перемещением иностранных граждан предполагается введение миграционной карты, выдаваемой при въезде на территорию Российской Федерации. Регистрация по месту пребывания будет производиться только в том случае, если мигрант предъявил для регистрации миграционную карту, имеющую отметку органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию, и документ, удостоверяющий его личность.
 
Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, в том числе и из Кыргызской Республики, не может превышать девяноста суток; если к моменту истечения указанного срока им не получено разрешение на продление срока пребывания, либо разрешение на временное проживание, то он обязан покинуть территорию России. В противном случае в отношении граждан, не легализовавших свой статус пребывания, могут быть применены административные меры.
 
Российская Федерация является основным миграционным партнером Кыргызской Республики. В настоящее время там находится порядка 300 тысяч наших граждан, осуществляющих трудовую деятельность. Принятие вышеназванного закона может негативно отразиться на пребывании той категории наших граждан, которые в установленные сроки не легализуют свой правовой статус.
 
Тесные политические, социально-экономические и культурно-гуманитарные связи, сложившиеся между народами Кыргызстана и России и скрепленные соответствующими договорами, создают основу для развития дружественных, взаимовыгодных отношений. В настоящее время идет совершенствование двусторонней нормативной базы, которая, в частности, затрагивает и вопросы миграции. Действующее Соглашение между Правительствами Кыргызской Республики и Российской Федерации в данной сфере регулирует ряд вопросов, связанных с порядком осуществления трудовой деятельности. Однако реалии сегодняшнего дня требуют внесения соответствующих корректировок, обеспечивающих механизм защиты прав и законных интересов трудящихся-мигрантов, а также предоставления со стороны России определенных преференций, учитывая особо дружественные отношения между двумя странами и законопослушность наших граждан, стремящихся соблюдать российское законодательство. Так, в частности, ведутся переговоры с российскими партнерами о подписании Протокола о внесении соответствующих изменений и дополнений в вышеназванное Соглашение.
 
Анализ социально-экономического положения и криминальной ситуации в наше республике свидетельствует о том, что решение многих социальных, жилищных и иных вопросов осложняется обострением миграционных процессов. Проблема эта сегодня имеет прямое отношение и к национальной безопасности страны, и к безопасности ее граждан.
 
К числу проблем, наиболее сложно разрешимых в настоящее время, относится проблема принятия мер по сдерживанию и предупреждению незаконной миграции в республике.
 
За последние несколько лет в Кыргызстан устремился большой и неуправляемый поток иммигрантов из других государств – соседних и тех, что не имеют с нами общих границ.
 
Открытость государственных границ со странами СНГ и отсутствие системы иммиграционного контроля превращают Кыргызстан в удобную перевалочную базу для транзитной миграции.
 
Прогнозы показывают, что уровень незаконной миграции будет в дальнейшем возрастать, что обусловлено множеством факторов.
 
Обостряется криминальная ситуация. Республика становится транзитным регионом для дальнейшей переправки в другие государства наркотиков, оружия, “живого товара”, что угрожает национальным интересам Кыргызской Республики в целом. Необоснованно распространенный характер получило в стране привлечение на работу иностранной рабочей силы, в том числе не фиксируемой.
 
Складывающаяся ситуация требует принятия адекватных мер по защите интересов Кыргызстана. Необходима хорошо оснащенная система иммиграционного и миграционного контроля, которая находится в настоящее время в стадии становления. С этой целью принимаются соответствующие документы, ведется обучение сотрудников, организуется межведомственное взаимодействие силовых структур.
 
Введена система иммиграционного контроля в аэропорту “Манас” и в дальнейшем она охватит все контрольно-пропускные пункты на внешних границах республики.
 
«Общественный рейтинг», 14 ноября 2002