[10.01.2ОО3] Межэтническая напряженность в Средней Азии набирает рост

image_pdfimage_print
Недавние беспорядки на пограничных постах в Кыргызстане и Таджикистане свидетельствуют о растущей угрозе межэтнических конфликтов в Ферганской долине и прилегающих к ней районах Средней Азии. По мнению наблюдателей, причиной недовольства является неспособность правительств двух стран разрешить пограничные споры и установить правила приграничной торговли.
 
Кыргызские и таджикские власти расследуют причины беспорядков, чтобы предотвратить дальнейшие вспышки насилия. 3 января примерно 300 жителей Исфаринского района Согдийской области разгромили пограничный пост рядом с селом Кок-Терек в Баткенской области. В ходе нападения на пост, как сообщается, получили ранения два сотрудника кыргызских правоохранительных органов.
 
В ответ на это около 100 местных кыргызских жителей разгромили таджикский контрольно-пропускной пункт в местечке Жака-Орук в Согдийской области, — сообщили 4 января местные СМИ. Быстрая реакция кыргызских и таджикских сил безопасности предотвратила дальнейшие столкновения…
 
…После того как власти восстановили порядок, все пограничные посты на этом участке, расположенном в густонаселенной Ферганской долине, были сняты. Были также даны заверения в том, что делимитация спорных участков границы будет ускорена. Очередной раунд двусторонних переговоров намечен на март и пройдет в таджикской столице Душанбе.
 
Межправительственная комиссия по пограничным вопросам, в последний раз собиравшаяся в декабре в Бишкеке, утверждает о существовании 71 участка площадью примерно в 21 квадратный километр, являющихся предметом споров между странами, — сообщили местные органы печати.
 
Среди наиболее трудных проблем, которые должны решить таджикские и кыргызские переговорщики, существование двух таджикских анклавов на кыргызской территории: Ворух и «западная Калача». Население этих анклавов и соседних районов давно жалуется на свою изоляцию от Таджикистана и в особенности на неудобства, вызываемые многочисленными таможенными постами. По словам местных наблюдателей, таджикские власти стремятся установить неформальные «коридоры», которые соединили бы анклавы с самим Таджикистаном, однако кыргызские власти выступают против этого предложения, говоря, что такие «коридоры» будут мешать передвижениям кыргызских граждан.
 
Предметом споров являются и сами причины январских пограничных инцидентов. По одной из версий, распространенных 4 января кыргызским государственным телевидением, недовольство кыргызского населения начало проявляться в октябре 2002 г., когда таджикские власти в одностороннем порядке установили два пограничных поста в Исфаринском районе и обложили таможенными сборами «челноков».
 
В интервью Радио «Свобода» от 5 января губернатор Баткенской области Мамат Айбалаев заявил, что действия таджикской стороны нарушили соглашение, запрещавшее создание новых контрольно-пропускных пунктов на спорных территориях. В качестве ответной меры кыргызские власти установили пограничный пост близ Кок-Терека.
 
В одном из таджикских сообщений, однако, говорится, что инциденты были вызваны «провокационными» действиями кыргызских пограничников, которые проверяли автобусы и другие транспортные средства с находившимися там таджиками, — сообщило 4 января агентство «ИТАР-ТАСС».
 
В советское и первое постсоветское время кыргызско-таджикская граница была полупрозрачной и практически не охранялась. Вопрос о ее делимитации не вставал вплоть до 1999 г., когда боевики Исламского движения Узбекистана (ИДУ) вторглись в южный Кыргызстан. Летом 2000 г. они повторили свои рейды на территориях Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана летом 2000 г.
 
Рейды ИДУ вынудили среднеазиатские государства принять меры к более надежной охране своих границ. Кыргызские и таджикские власти увеличили количество таможенных постов и дислоцировали на границе дополнительные военные контингенты, чтобы предотвратить просачивание исламистов и усилить борьбу с торговлей наркотиками и контрабандой оружия.
 
Однако усиление мер безопасности имело серьезные экономические последствия. Новые пограничные правила начали мешать торговле, лишив многих местных крестьян главного источника доходов.
 
«Примыкавшие к Ферганской долине земли когда-то представляли собой настоящую мозаику из различных этнических групп, родовых кланов, это была смесь различных земледельческих и хозяйственных укладов», — говорит Ник Мегоран, специалист по политической географии и сотрудник Кеймбриджского университета.
 
«Многие сельские жители жили на доходы от ежегодных поездок на богатые российские рынки», — сказал также Мегоран. «Сегодня грузовики простаивают, а таможенные пошлины и ограничения превратили торговлю в неприбыльное занятие».
 
Широко распространенные запугивание и вымогательство со стороны плохо обученных таможенников и пограничников способствуют усилению напряженности. Кроме того, скудные природные ресурсы, в частности недостаток пахотных земель и воды, вызывают тревогу населения за свое будущее.
 
«Вероятность повторения насилия на межэтнической почве очень высока, если учесть историю недавних конфликтов в регионе», — говорит Роберт Авазбеков, директор Баткенского отделения Фонда «За международную толерантность», местной неправительственной организации, занимающейся предотвращением конфликтов.
 
В конце советской эпохи Ферганская долина стала центром столкновений на этнической почве. Наиболее крупный конфликт между кыргызами и узбеками произошел в 1990 г. в Ошской области Кыргызстана. Авазбеков говорит, что за борьба за землю шла также между кыргызами и таджиками. «В 1989 г. произошла стычка между этническими кыргызами и таджиками, претендовавшими на спорную территорию близ села Уч-Добо. Сегодня они [кыргызы и таджики] заявляют о своих правах на примерно 70 спорных участков», — сказал Авазбеков.
 
В прошедшем году серьезной проблемой стало также минирование примыкающих к границе земель. Правительства государств региона, особенно Узбекистан, минируют поля, чтобы помешать передвижениям исламских боевиков, однако больше всего от этого страдает гражданское население. По сообщению местных СМИ, начиная с ноября 1999 г. по крайней мере 12 мирных граждан погибли от взрывов противопехотных мин.
 
По мнению наблюдателей, одностороннее урегулирование пограничных вопросов может вызвать новые межэтнические столкновения и даже конфронтацию военных контингентов по обе стороны границы. Некоторые местные наблюдатели напоминают, что в последние годы уже имели место перестрелки между кыргызскими и таджикскими пограничниками.
 
«Соглашения [по делимитации границ], заключенные без учета интересов проживающего в приграничных зонах населения, могут привести к лишениям и даже гибели местного населения. Служа орудием в руках политиков популистского толка, они могут стать причиной дальнейшего углубления конфликтов», — говорит Мегоран.
 
«Заключение полноценного договора о делимитации границ и последующая демаркация земли обычно тянутся годами. Если ускорить этот процесс ради достижения политических целей, соглашение о делимитации может породить проблемы, которые заявят о себе в будущем», — добавил Мегоран.
 
Алишер Хамидов, EURASIANET, 10 января 2003