[10.01.2ОО3] Черные дыры в Аксы. Л.Борисенко

image_pdfimage_print
Некоторые члены общественных организаций, возложивших на себя обязанности защищать аксыйцев, под предлогом помощи пострадавшим пытаются сколотить себе состояние. Не исключено также, что средства, не поступившие по назначению, используются в политических играх оппозиции.
 
В последнее время все чаще поднимается вопрос о денежных компенсациях пострадавшим в мартовских событиях прошлого года. К этой проблеме приковано внимание как правительства, депутатов, так и правоохранительных органов.
 
По данным Службы национальной безопасности, на встрече со своими избирателями Азимбек Бекназаров не раз выступал с заявлениями о том, что выделенные правительством деньги якобы не доходят до аксыйцев. И он как депутат попытается выяснить, куда девались 79 миллионов сомов бюджетных денег, предназначенных специально для пострадавшего района.
 
…Сейчас в Аксыйском районе почти закончено строительство двух школ, еще для трех уже заложен фундамент. На эти цели из республиканского бюджета ушло порядка 318 тысяч сомов, выполнен капитальный ремонт дорог почти на полтора миллиона. Отремонтированы здания детского образовательного центра “Сейтек” и эстетического клуба в селе Кербен. На поддержку малого и среднего бизнеса предназначено 150 тысяч сомов.
 
Министерство здравоохранения и областная клиника передали лекарственные препараты на 300 тысяч сомов. Министерство сельского и водного хозяйства и перерабатывающей промышленности и Фонд развития экономики тоже не остались в стороне. Ими фермерам оказана помощь семенами и другими материалами.
 
Это помимо того, что после трагических событий Президент республики Аскар Акаев направил семьям пострадавших полмиллиона сомов. Еще 50 тысяч передал аппарат премьер–министра, по 20 тысяч сомов каждая из этих семей получила из рук главы областной администрации и по 5 тысяч от акима Аксыйского района.
 
Но вот странная ситуация. С момента трагических событий в регионе стали образовываться различные общественные организации, деятельность которых, по их же заявлениям, направлена на защиту жертв аксыйской драмы. Правда, пока никто из них толком не мог объяснить, от кого же стоит оберегать людей, тем более граждан Кыргызстана в их собственном государстве?
 
А не зарыта ли собака в другом месте? Почему, например, под шумок не отхватить себе кусочек от аксыйского пирога? Тем более когда он сам плывет в рот. Кто осмелится подвергнуть сомнению такую благородную миссию, накалив и без того сложную ситуацию? Более того, как оказалось, их финансовую деятельность вообще никто не контролирует.
 
А с другой стороны, кто с уверенностью может сказать, что оппозиция, прикрываясь такими комитетами, не использует средства в своей борьбе за власть? В таких сражениях, как известно, все средства хороши. И уж, поверьте, вряд ли в этом случае речь идет о защите интересов обычных людей. Их лозунг — власть любой ценой и за любые деньги.
 
Факты говорят сами за себя. Например, Министерство внутренних дел выделило из своего скромного бюджета 20 тысяч сомов для нужд Кара–кульджинской средней школы. Доставить эти деньги адресату должен был некий господин Курбанов, являющийся членом одного из комитетов по защите аксыйцев. Однако, увы, милиция раскошелилась зря. Судя по информации из компетентных источников Службы национальной безопасности, деньги по назначению так и не попали.
 
По данным СНБ, один из депутатов выделил 150 тысяч сомов на пропитание участникам марша–протеста. Отвечал за целевое использование этой суммы также член одного из комитетов, некий господин Мамыралиев. Но до сих пор нет никакого отчета, куда все–таки пошли эти деньги.
 
Ассоциация предпринимателей Кыргызстана для пострадавшего района направила 200 тысяч сомов. Как в воду канули. А, может, в чей–то карман? Или на организацию очередного пикета?
 
И уж совсем шокирующий факт. На исполнение условий меморандума правительством было выделено комитету по защите жертв аксыйских событий 400 тысяч сомов. Но вот куда эти средства потрачены — никто не знает.
 
Даже у самих пострадавших начали закрадываться сомнения. Члены некоторых таких комитетов начали сказочно богатеть. Непонятно, на какие средства ими вдруг стали приобретаться дорогие автомашины, строиться дома и другие блага цивилизации?
 
Что же это получается? Когда на горизонте маячат огромные денежные суммы, которые можно использовать, ну скажем, по своему усмотрению, миссия “о защите” превращается в миссию “самозахвата”.
 
Хочется надеяться, что Бекназаров, так рьяно защищающий всех и от всех, обладающий полномочиями народного депутата, постарается активизировать поиски этих денег и отчитаться перед тем самым народом, который так рьяно “защищает”.
 
Любовь Борисенко, «Вечерний Бишкек», 10 января 2003