[28.01.2ОО3] СНГ европеизировалось. ЦентрАзия в нем уже почти не участвует

image_pdfimage_print
В Киеве начинает работу неформальный саммит СНГ – пожалуй, наименее представительный за всю историю существования Содружества. Из пяти лидеров бывших советских республик Центральной Азии в нем принимает участие только президент Таджикистана. Остальные направили делегации рангом пониже. Да и другие лидеры СНГ не выказывают особого оптимизма по поводу эффективности этого форума.
 
Процесс медленного умирания СНГ продолжается. Это объединение, задумывавшееся его создателями как полноценная замена СССР, уже давно превратилось просто в удобный повод для проведения двусторонних встреч лидеров независимых государств – прежде всего с лидерами России.
 
При этом почти с самого начала в форумах СНГ перестал участвовать президент Туркмении Сапармурат Ниязов, всячески подчеркивавший нейтральный статус своей страны. А неформальный саммит СНГ он посетил лишь однажды – в марте 2002 года. И то только потому, что на том саммите решался существенно важный для Туркмении вопрос о проведении саммита прикаспийских государств в Ашхабаде в апреле того же года.
 
На этот раз в Киеве собрались только 8 из 12 лидеров стран СНГ. Помимо Туркменбаши отказались принять в нем участие президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, Киргизии Аскар Акаев и Узбекистана Ислам Каримов. Из всех лидеров Центральной Азии в Киев прибыл только президент Таджикистана Эмомали Рахмонов. «Хорошо, что хоть он поехал,– сказал сотрудник аппарата правительства Таджикистана.– А то и так некрасиво получилось: целый регион представлен всего одним президентом».
 
Причины неучастия каждого из президентов называются разные. Так, отсутствие Туркменбаши в Ашхабаде объясняют «сложившейся традицией». Правда, по некоторым данным, президент Ниязов поначалу собирался сотворить мини-сенсацию и лично прибыть в Киев, чтобы рассказать об итогах расследования уголовного дела о покушении на него. Но в конце концов отправил вместо себя делегацию во главе с управделами президента Реджепом Сапаровым. Поговаривают, что одним из факторов отмены поездки Туркменбаши стал отказ президента Путина от двусторонней встречи.
 
Причина отказа от поездки в Киев президента Узбекистана Ислама Каримова заключается в том, что вчера начался его государственный визит в Испанию по приглашению короля Хуана Карлоса. В Киев же направилась делегация во главе с премьером Уткуром Султановым. При этом, как сообщил корреспонденту Ъ главный консультант пресс-службы президента Узбекистана Шерзот Кудратходжаев, делегация не намерена ставить перед участниками саммита каких-либо принципиальных вопросов и едет только для того, чтобы продемонстрировать свое участие в межгосударственном сотрудничестве в рамках СНГ.
 
Причины неучастия в саммите президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в официальных сообщениях его пресс-службы не называются. Неофициально источники Ъ в Астане говорят, что господин Назарбаев, только что вернувшийся домой со Всемирного экономического форума в Давосе, еще не вполне «отошел» от него. Кроме того, те же источники указали на то, что президент Казахстана и так регулярно общается с президентом России «без всяких неформальных саммитов, а сидеть за столом, обсуждая формальные вопросы политического и экономического сотрудничества внутри Содружества с представителями правительств, ему как-то не по рангу».
 
Самая уважительная причина у президента Киргизии Аскара Акаева. 2 февраля в стране пройдет референдум по конституции, и это вынуждает президента отказаться от всех поездок за границу. В Бишкеке, однако, поговаривают, что господин Акаев попросту боится оставить страну даже на несколько дней на своих приближенных, опасаясь, что они могут необдуманными действиями настроить народ против референдума.
 
Впрочем, даже те лидеры стран СНГ, которые все-таки изъявили желание прибыть в Киев, не скрывают своего пессимизма по поводу перспектив Содружества. Так, президент Азербайджана Гейдар Алиев специально не готовился к поездке, а когда незадолго до саммита в Баку прибыл исполнительный секретарь СНГ Юрий Яров, господин Алиев уклонился от встречи с ним, заявив, что не видит в ней смысла.
 
Наиболее важной для России на предстоящем саммите представляется встреча президента Путина с президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе. На днях совет национальной безопасности Грузии обсуждал вопрос о продлении мандата российских миротворцев в Абхазии. И хотя большинство членов совбеза, включая президента, склоняются к тому, чтобы продлить этот мандат еще на шесть месяцев, окончательное решение отложено до личной встречи двух президентов и, по всей вероятности, будет увязано с тем, насколько Россия готова сделать шаги навстречу Грузии по всему комплексу вопросов грузино-абхазского урегулирования.
 
О том, что эти переговоры не будут легкими, говорит происшедший вчера инцидент: диспетчерская служба Грузии закрыла небо для российских военных и военно-транспортных самолетов, в результате чего один самолет не смог пролететь на российскую военную базу в Батуми. Впоследствии, правда, грузинские официальные лица поспешили опровергнуть информацию о том, что Грузия закрыла небо, однако представители диспетчерской службы все-таки указали на то, что Минобороны России задолжало им около $100 тыс.
 
Д.Глумсков (Бишкек), Ю.Черногаев (Ташкент), Э.Хуррами (Баку), В.Новиков (Тбилиси), Б.Волхонский, «Коммерсант», 28 января 2003