[08.02.2ОО3] Российский политический истеблишмент аплодирует итогам референдума в Киргизии

image_pdfimage_print
Россия приветствует результаты недавнего референдума по конституции Кыргызстана, который, по официальным данным, демонстрирует всецелую поддержку населением администрации президента Аскара Акаева. Российские стратеги рассматривают Кыргызстан как один из ключевых элементов центральноазиатской политики и надеются, что референдум обеспечит непрерывность политического развития этой страны.
 
По официальным данным, 2 февраля на референдуме за новую редакцию кыргызской конституции проголосовали более трех четвертей принявших в голосовании граждан. Примерно такое же количество граждан подтвердило полномочия Акаева на продолжение президентского срока, ответив на второй вопрос референдума. Противники Акаева, между тем, обвиняют правительство в широкомасштабной фальсификации.
 
В обращении к нации 5 февраля Акаева назвал референдум «историческим деянием» и «торжеством демократии» и призвал оппозицию больше не выступать с требованием отставки президента. «Референдум расставил все на свои места», – сказал Акаев. «Народ Кыргызстана поддержал своего президента… и дал высокую оценку тому курсу, которым мы идем».
 
Аналитики в Москве в основном поддерживают позицию Акаева. «Конституционная реформа стала реакцией на бурные события прошлого года», – пишет влиятельный журналист Аркадий Дубнов в ежедневной газете «Время новостей». Политическая конфронтация 2002 г., начавшаяся с аксыйского мятежа в марте прошлого года и продолженная осенними маршами протеста, заставила администрацию Акаева пойти на, что она называет «программой демократических преобразований».
 
Большинство независимых экспертов считает, однако, что с помощью конституционной реформы Акаев пытался решить двуединую задачу, которая заключалась в укреплении исполнительной вести власти и ослаблении политического влияния оппозиции, особенно в парламенте Кыргызстана.
 
В российском внешнеполитическом истеблишменте это не вызывает беспокойства. Российское руководство привыкло считать Акаева одним из своих надежных союзников в Средней Азии и надеялось, что он, по крайней мере, останется на своем посту до конца президентского срока, истекающего в 2005 г. Политические противники Акаева явно придерживаются более националистических позиций и менее склонны к сотрудничеству с Россией. По сути дела, причиной продолжающейся конфронтации является критика, развернутая лидерами оппозиции и в частности Азимбеком Бекназаровым в связи с решением Акаева в начале 2002 г. передать часть кыргызской территории Китаю.
 
Российские СМИ хвалят Акаева и приветствуют официальные результаты референдума. Даже как правило либеральная ежедневная газета «Время МН» опубликовала 4 февраля редакционную статью под названием «Народ не услышал оппозицию», в которой назвала Акаева «человеком дня».
 
«Прошедший… республиканский референдум подтвердил, что Аскар Акаев по-прежнему пользуется доверием [кыргызского] общества», – говорится в редакционной статье. Результаты плебисцита являются «важной победой Акаева, поскольку кыргызская непримиримая оппозиция… вообще противилась проведению референдума». Одновременно российские СМИ не склонны развивать тему фальсификации выборов кыргызским правительством.
 
По мнению экспертов, поддержка Москвой Акаева указывает на то, что Россия рассматривает Кыргызстан как плацдарм для восстановления своего геополитического и экономического влияния в Центральной Азии. Недавнее решение создать российскую авиабазу в Канте поблизости от Бишкека подчеркивает геополитические устремления Москвы. На повестке дня стоит также укрепление экономического влияния России в регионе. Комментарии в российских СМИ, появившиеся накануне кыргызского референдума, лишь подтверждают это мнение.
 
В статье, опубликованной в правительственной «Российской газете», политолог Валерий Чередниченко утверждает, что Россия всегда рассматривала Центральную Азию как один из важнейших в стратегическом отношении регионов. «Сегодня очевидно, что без влияния в этой стратегической зоне восстановление статуса России как серьезной политической силы невозможно».
 
В настоящее время российские стратеги все более склонны дифференцировать свое отношение к различным среднеазиатским государствам. «В настоящее время Центральная Азия не представляет собой некоего целого», – отмечает Чередниченко. По крайней мере, в сфере экономической политики можно выделить две модели, – пишет он. Имеется «свободная экономика Казахстана, Киргизии и Таджикистана и административная экономика Узбекистана и Туркменистана».
 
Россия, по словам Чередниченко, должна четко определиться в своих приоритетах в регионе и «дать ответ на вопрос, на кого делать ставку».
 
Одной из таких стран станет, разумеется, Кыргызстан. В статье в «Известиях» под многозначительным названием «Россия возвращается [в Центральную Азию]» заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по международным отношениям Леонид Слуцкий утверждает, что среднеазиатские государства нуждаются в тесных отношениях с Россией. Что касается торговли, водных ресурсов и транспортировки энергоносителей, говорит Слуцкий, Москва практически находится вне конкуренции в Средней Азии, поскольку «в силу географических факторов именно Российская Федерация способна предложить государствам Центрально-Азиатского региона самые выгодные условия [сотрудничества]».
 
Слуцкий подчеркивает также значимость авиабазы в Канте, создание которой должно послужить для среднеазиатских государств сигналом, указывающим на готовность России стать гарантом региональном безопасности на долгосрочную перспективу. Авиабаза в Канте является, по выражению Слуцкого, стратегическим «заделом на будущее».
 
От редакции. Игорь Торбаков – независимый журналист и историк, специалист по СНГ. Кандидат исторических наук (МГУ), доктор философских наук (Украинская Академия наук). Работал в Институте российской истории (РАН) в 1988-1997 гг. Приглашенный исследователь в Институте Кеннана (1995), фулбрайтовский стипендиат Колумбийского университета (2002). В настоящее время живет и работает в Стамбуле (Турция).
 
Игорь Торбаков, EURASIANET, 8 февраля 2003