[12.02.2ОО3] Новая Конституция Кыргызстана Может Привести К Усилению Разногласий Между Севером И Югом

image_pdfimage_print
Новая конституция Кыргызстана, принятая на недавнем общенациональном референдуме, укрепляет власть местных выборных органов. Официальные лица в Бишкеке надеются, что расширение полномочий местной власти снизит напряженность в обществе. Тем не менее, есть вероятность, что новые порядки усилят политические и экономические разногласия между северными и южными районами Кыргызстана.
 
По официальным данным, на референдуме 2 февраля за новую конституцию проголосовали три четверти голосов принявших участие в голосовании граждан. Лидеры оппозиции оспаривают его результаты, заявляя, что количество принявших участие в голосовании граждан было завышено, чтобы придать референдуму законную силу.
 
Результаты референдума теоретически дают президенту Аскару Акаеву дополнительные рыгачи влияния в продолжающейся политической борьбе. В речи Акаева от 10 февраля звучали нотки примирения. «Уверен, что 2003… станет годом новых свершений и добрых дел», – сказал он. Между тем оппоненты правительства обратились к западным государствам-донорам, призвав их рассмотреть вопрос о прекращении финансовой помощи Кыргызстану, пока правительство не выполнит «международных обязательств в области прав человека, демократии и верховенства закона», – говорится 7 февраля в статье, опубликованной на сайте газеты ResPublika.
 
Протесты оппозиции против результатов референдума во многом заслонили собой те изменения, которые, как ожидается, произойдут в отношениях между центральным правительством и местными органами власти. Кроме возможности принимать собственные решения по экономическим и социальным вопросам, в том числе касающимся бюджета, 467 местных органов власти и советов Кыргызстана получили большую степень независимости от центральных органов государственной власти. Официальные лица на местах могут также использовать неформальные механизмы разрешения споров, привлекая старейшин, или аксакалов.
 
Согласно новой конституции, члены местных советов избираются на четыре года и пользуются неприкосновенносью от преследований по делам, связанным с работой в советах. Толобек Омуралиев, министр местного самоуправления, объявил на прошедшей в начале февраля пресс-конференции, что «приоритетной задачей администрации является укрепление материально-технической базы структур местного самоуправления».
 
Пункт, касающийся перераспределения полномочий, способствовал тому, что новая конституция была поддержана представителями органов власти на местах. Эта поддержка, в свою очередь, помогла администрации Акаева получить положительный ответ на оба вопроса референдума. Теперь администрация надеется, что передача полномочий снизит напряженность в отношениях между Севером и Югом. Тем не менее, передавая полномочия центрального правительства местным органам власти, администрация Акаева идет на риск, поскольку данный шаг может закончиться не повышением, а снижением эффективности в работе центрального правительства.
 
Многие южане считают, что их социальные и экономические проблемы игнорируются администрацией Акаева, в которой доминирующее положение занимают северяне. Главным источником трений между Севером и Югом является диспропорции в распределении экономических ресурсов. Некоторые наблюдатели указывают, что в последние десять лет Бишкек направлял поддерживаемые Западом экономические инициативы в более промышленно развитые северные районы.
 
Политологи и даже сами представители администрации Акаева озабочены тем, что местные кланы будут использовать перераспределение полномочий для усиления своего контроля над местными органами власти, что приведет к раздроблению страны на части.
Журналист из Оша, пожелавший остаться неназванным, заявил EurasiaNet: «В обществе, в котором огромную роль играют личные, семейные и клановые связи, выборы глав местных администраций будет все в большей степени носить этнический, клановый и родоплеменной характер. Именно это продемонстрировали пробные выборы [в октябре прошлого года]».
 
Некоторые представители администрация обеспокоены тем, что лидеры оппозиции, включая Азимбека Бекназарова, могут придти к власти в советах южных районов и подготовить плацдарм для новых политических акций против Акаева. Имеется также обеспокоенность, что органы местной власти будут использовать новые полномочия для того, чтобы выступить с требованием большей автономии. В ноябре прошлого года, например, сторонники оппозиционного политика Усена Садыкова предложили трем южным областям – Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской заявить о своей автономии, если Бишкек не пойдет навстречу их экономическим, социальным и политическим нуждам.
 
По мнению других наблюдателей, опасения по поводу потенциального конфликта преувеличены. Они отмечают, что законодательство наделяет представителей Акаева на местах значительными полномочиями и влиянием при определении кадрового состава местных органов власти. Кроме того, неизменной остается власть губернаторов, наделенных широкими правами для проведения в жизнь распоряжений президента.
 
Независимо от более широких политических последствий, новые порядки, скорее всего, приведут к усилению недовольства на местах. Омуралиев объявил, что со второй половине 2003 г. месячные зарплаты местных чиновников будут удвоены и составят не 920 сомов (примерно 20$), а 1800 сомов (примерно 40$), – сообщило 7 февраля агентство «Кабар». 158 млн сомов, которые необходимы для повышения зарплаты около 6000 местных чиновников, будут взяты из местных бюджетов, а точнее за счет повышения налогов на землевладение.
 
По мнению критиков, повышение налогов на земельную собственность нанесет удар прежде всего по бедным крестьянам на юге страны, где сосредоточена большая часть сельского населения Кыргызстана. Султан Акрамов, чиновник налогового департамента в местной администрации Аравана, заявил EurasiaNet, что многие бедные крестьяне вынуждены будут продать свою землю. «Повышение налогов на землю может привести к досоветским, кулацко-батрацким порядкам в сельском хозяйстве [отношениям «богатого хозяина и бедного наемного работника]. Поскольку земли этих [бедных крестьян] будут покупать их богатые соседи или родственники, это приведет к эксплуатации [бедняков] и общественному недовольству».
 
Некоторые эксперты с юга считают, что наилучшим способом снижения напряженности в отношениях между Севером и Югом было бы установление надежного транспортного сообщения между двумя регионами. В последние годы работы по модернизации трассы «Бишкек – Ош» замедлились, несмотря на полученный в 1996 г. кредит в 50 млн долларов от Азиатского банка развития.
 
Алишер Хамидов, Eurasianet, 12 февраля 2003