[26.02.2ОО3] Кыргызстан потерял 20 км своей земли

image_pdfimage_print
Из выступления депутата И.Исакова в Конституционном Суде Кыргызстана по делу о границе с Китаем:
 
Мы, группа депутатов считаем, что Закон Кыргызской Республики «О ратификации Дополнительного соглашения между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой о кыргызско-китайской государственной границе«, принятый Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 10 мая 2002 года, одобренный Собранием народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 17 мая 2002 года и подписанный Президентом Кыргызской Республики 25 мая 2002 года, противоречащим пункту 1 статьи 3, пункту 1 статьи 59, пункту 6 статьи 65 Конституции Кыргызской Республики.
 
По нашему твердому убеждению вышеуказанным законом государственная граница Кыргызской Республики в районе Узенгу-Кууш была не установлена, а изменена, доказательством чего является следующее.
 
1. Участки границы с Китаем были установлены и юридически оформлена Чугучакским (1864 г), Кашгарским (1882 г) и Ново-Маргеланским (1884г) протоколами между Российской Империей и Дайцинским Государством (Китаем) (копии протоколов в деле). В частности Ново-Маргеланский протокол описывал государственную границу между Россией и Китаем на участке от перевала Бедель до перевала Уз-бель (территория Республики Таджикистан): «…начиная от перевала Бедель, … граничная межа направляется на запад по хребту Кокшал, затем поворачивает по главному Тянь- Шанскому хребту на юг через перевалы Когарт …». В дальнейшем, после установления советской власти, юридически закрепленные данными протоколами участки границы, оставались неизменными и охранялись специальными войсками пограничной охраны СССР и сегодня как государственную границу охраняют наши пограничники, получая на эти цели огромную сумму из государственного бюджета. Это является подтверждением существования государственной границы с КНР.
 
2. В соответствии со статьей 9 Декларации о государственном суверенитете Республики Кыргызстан от 15 декабря 1990 г. «территория Республики Кыргызстан в существующих границах является неприкосновенной и не может быть изменена и использована без ее согласия» (т.е в соответствии с широко признанным, в том числе и Международным Судом ООН, принципом Международного Права uti possidentis (юты посиденис), сущность которого сводится к преемству существующих границ, в рамках границ, определенных вышеназванными протоколами) (копия декларации в деле). Это положение отражено и в статье 2 принятой 31 августа 1991 года, Верховным Советом Республики Кыргызстан Декларации о государственной независимости, в соответствии с которой «территория Республики Кыргызстан является целостной и неделимой» (копия декларации в деле).
 
3. 27 декабря 1991 года Правительство Китайской Народной Республики официально признало независимость Республики Кыргызстан и выразило готовность развивать отношения дружбы и сотрудничества между двумя государствами «на основе пяти принципов мирного сосуществования», одним из которых является принцип «взаимное уважение суверенитета и территориальная целостность;» (копия в деле). Т.е. признавая территориальную целостность Кыргызской Республики, Китай признал ее в рамках существующих границ. Как субъект международного права, государство включает в себя политическую организацию власти и население, которым принадлежит определенная территория. Внешние пределы территории государства обозначаются линией государственной границы, устанавливаемой в соответствии с заключаемыми между сопредельными государствами соглашениями либо на основе исторически сложившихся традиций (Энциклопедический юридический словарь). В данном случае соглашениями являются выше обозначенные протоколы, на основе которых пограничные войска обеспечивали охрану государственной границы, а также исторически оформившуюся еще до 1864 года и ограничивавшую территорию на которой проживали предки сегодняшних жителей Нарынской и Иссык-Кульской областей.
 
4 . Алма-Атинская Декларация, подписанная 21 декабря 1991 года Главами 12 государств, установила одним из своих основополагающих принципов территориальную целостность и нерушимость существующих границ государств-участников (копия декларации в деле), что в равной степени относится и к государственной границе между Кыргызской Республикой и КНР.
 
5. 5 января 1992 года были установлены дипломатические отношения между Республикой Кыргызстан и Китайской Народной Республикой в связи с чем было подписано Совместное коммюнике, в котором в частности говорилось, что «Правительства двух стран согласились развивать отношения дружбы и сотрудничества … на основе принципов взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности…» (копия коммюнике в деле). Уважение территориальной целостности подразумевает уважение территории государства в рамках существующих границ.
 
6. 9 сентября 1992 года «… признавая неотъемлемое право всех независимых государств принять меры для охраны своей государственной границы..» было подписано соглашение между Республикой Кыргызстан и Российской федерацией о статусе пограничных войск Российской Федерации на территории Республики Кыргызстан. Статьей 3 данного Соглашения было предусмотрено, что группа Пограничных войск Российской Федерации обеспечивает охрану государственной границы Республики Кыргызстан с Китаем (копия Соглашения в деле). 80% денежных средств на эти цели выделялось Российской Федерацией и 20% Кыргызской стороной. Так, например, на содержание Группы пограничных войск Российской Федерации из республиканского бюджета было выделено:
 
1995г — 29892 тыс.сом
1996г — 42297 тыс.сом
1997г — 50919 тыс.сом
1998г — 48647 тыс.сом
1999г — 30110,8 тыс.сом
 
Если границы не было, то что охраняли российские пограничники и на охрану чего тратились эти денежные средства? (дополнительно вручаем в качестве доказательства данные Министерства финансов КР)
 
7. 5 мая 1993 года была принята Конституция Кыргызской Республики, которая в статье 3 закрепила неприкосновенность и неделимость территории Кыргызской Республики в существующих границах (копия в деле). Если государственная граница не была установлена, то какую территорию и в рамках каких границ закрепила Конституция 1993 года?
 
8. 7 августа 1993 года была подписана Декларация о неприкосновенности границ, в которой в частности подчеркивалось, что «…нерушимость границ и территориальная целостность государств являются основополагающими принципами в международных отношениях …». Подписывая данную Декларацию, Кыргызстан также признавал нерушимость границ, в том числе и своих, а значит, признавал и наличие самой государственной границы (дополнительно вручаем в качестве доказательства копию Декларации).
 
9. 15 апреля 1994 года Главы государств — участников Содружества Независимых Государств, подписали Декларацию о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников Содружества Независимых Государств, в которой говорится, что «…уважая суверенитет, а также подтверждая территориальную целостность, нерушимость границ друг друга, отказ от противоправных территориальных приобретений и от любых действий, направленных на расчленение чужой территории …». (копия Декларации в деле). Таким образом, подписав данную Декларацию была подтверждена территориальная целостность государств-участников СНГ, в том числе и Кыргызстана, а также был закреплен отказ от противоправных территориальных приобретений. Положения данной Декларации так же говорят о наличие определенной территории государства в рамках установленной государственной границы.
 
10. Принятый 19 марта 1999 года Закон Кыргызской Республики «О государственной границе Кыргызской Республики» в статье 2 закрепил положение о том, что «Кыргызская Республика…:
 
— подтверждает прохождение своей государственной границы, установленной действующими на день вступления в силу настоящего Закона международными договорами, включая акты об административно-территориальном разграничении Кыргызской Республики и республик бывшего Союза ССР;» (копия в деле). Если не было государственной границы, то какую границу подтвердила Кыргызская Республика в соответствии с данным Законом, принятым Жогорку Кенешем и подписанным президентом? Закон Кыргызской Республики «О государственной границе Кыргызской Республики» подтвердил именно прохождение государственной границы по хребту Кокшал-Тоо.
 
11. 19 мая 1999 года был принят 19 марта 1999 года. Данным законом на Пограничную службу Кыргызской Республики были возложены функции по охране и защите государственной границы, осуществлению пограничного контроля. На эти цели ежегодно из государственного бюджета выделяются денежные средства. Так, за период с 1999 г по 2002 г было выделено:
 
1999г — 119697,3 тыс.сом
2000г — 301376,9 тыс.сом
2001г — 602507,9 тыс.сом
2002г — 38236,6 тыс.сом
 
Если государственная граница не была установлена, то охрану и защиту, чьей государственной границы осуществляет Пограничная служба Кыргызской Республики? Охрану чьей государственной границы оплачивают наши налогоплательщики? (дополнительно вручаем в качестве доказательства данные Министерства финансов КР).
 
На постах Торугарт, Иркештам Пограничная служба Кыргызской Республики в пунктах пропуска через чью государственную границу осуществляет контроль? Контроль за установленным порядком при перемещении товаров и транспортных средств через чью таможенную границу в рамках своих полномочий осуществляет таможенная служба Кыргызской Республики? (дополнительно вручаем в качестве доказательства копию выписки из Закона).
 
12. Наличие государственной границы также подтверждается тем, что нормы Конституции Кыргызской Республики устанавливает правовые основы лишь изменения государственной границы (копия в деле). Ни в Конституции, ни в других действующих законах Кыргызской Республики вопросы установления государственной границы не отражены.
 
…В результате принятия Закона Кыргызской Республики «О ратификации Дополнительного соглашения между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой о кыргызско-китайской государственной границе» государственная граница Кыргызской Республики передвигается вглубь территории примерно на 20 км, ее длина на передаваемом участке сокращается на 12 км (дополнительно вручаем в качестве доказательства копию схемы участка Узенгу-Кууш).Разве это не говорит об изменении территории в существующих границах, а значит и изменении самих границ?
 
Таким образом, на основании выше изложенного в Законе КР «О ратификации Дополнительного соглашения между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой о кыргызско-китайской государственной границе» речь идет не об установлении, а об изменении государственной границы и он был принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики в нарушение пункта 1 статьи 3, пункта 1 статьи 59, пункта 6 статьи 65 Конституции Кыргызской Республики…
 
«ЦентрАзия», 26 февраля 2003