[07.08.2ОО3] В промышленности просматривается тенденция стабилизации и оздоровления

image_pdfimage_print
Из интервью С.Джиенбекова, Министра внешней торговли и промышленности КР:
 
… За первое полугодие текущего года промышленностью в целом произведено продукции на 22,7 млрд. сомов, что составляет к уровню прошлого года 101,9% в том числе без предприятий «Кумтора» произведено продукции на 14,37 млрд. сомов, что составляет 109% к уровню прошлого года. В металлургической отрасли выполнение объема производства промышленной продукции за I полугодие в целом составило сумму в 8,7 млрд. сомов. В сравнении с прошлым годом наблюдается снижение темпов, связанное с прошлогодней аварией на месторождении «Кумтор». Необходимо отметить, что с июля текущего года «Кумтор» начал работать в нормальном режиме, и это дает основания ожидать, что объем производства к концу года выразится в сумме 826 млн. сомов.
 
Снижение темпов в химическом производстве вызвано в основном остановкой производства на ГАО «Кристалл», которое готовят для международного инвестиционного тендера по продаже государственного пакета акций.
 
По АО „Кыргызалтын» следует отметить, что в 2003 году на комбинате «Макмал» объем добычи руды открытым способом стал уменьшаться. Со второго квартала 2003 года предприятие вынуждено перейти на подземный способ добычи руды, что влечет за собой падение объемов добычи и выпуска товарной продукции. Основанием для этого является неподтверждение запасов руды на открытом участке месторождения «Макмал»…
 
Что касается вопроса, какое место в нашей работе занимают вопросы промышленности, и какое — внешней торговли, то в условиях рыночной экономики, сохраняя самостоятельность хозяйствующих субъектов, МВТП не располагает рычагами влияния на них. Тем не менее, всеми доступными средствами в пределах своей компетенции Министерство оказывает всевозможную поддержку экспортно-ориентированным и импортозамещающим производствам, субъектам малого и среднего бизнеса, а также осуществляет единую государственную промышленную и внешнеэкономическую политику.
 
В целях обеспечения экономического роста и комплексного развития экономики Министерство разрабатывает и реализует меры по привлечению в промышленный сектор потенциальных инвесторов, формирует государственную тарифную и нетарифную политику, вносит на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики различные проекты постановлений. Кроме того, согласно нормам и правилам ВТО, взаимодействует с уполномоченными органами других стран и международных организаций по вопросам введения антидемпинговых, компенсационных, защитных и специальных тарифных пошлин и количественных ограничений; осуществляет оперативную связь с международными торгово-экономическими центрами и на их основе готовит прогнозы и рекомендации для отечественных товаропроизводителей. Также мы разрабатываем и организуем исполнение государственных, региональных и отраслевых программ развития промышленного сектора, осуществляем анализ финансово-экономического состояния промышленности и разрабатываем соответствующие материалы к комплексному прогнозу социально-экономического развития республики и т.д.
 
… Отечественные предприятия, которые имеют наилучшие шансы в продвижении своей продукции на экспорт, в первую очередь, это АО «КЦШК», ОсОО «Интергласс» и АО «ККБФ». В настоящее время экспортируется вся продукция предприятий горно-металлургической отрасли. Разумеется, золото (АО «Кыргызалтын») имеет постоянный спрос. Ртуть (Хайдарканский ртутный комбинат) в основном экспортируется в Китай. Сурьма (АО «Кадамжайский сурьмяный комбинат») — в Россию и европейские страны. Редкоземельные металлы и оксиды — в Россию и европейские страны.
 
В машиностроительной отрасли в продвижении своей продукции на экспорт наилучшие шансы имеют предприятия ОПК республики — АО «ТНК Дастан», АО «БМЗ» и ГП «БШЗ», АО «Улан», ОсОО «СП Озеро», АО «Айнур», АО «Нур» и ряд предприятий машиностроительного комплекса — «МС ЭЛЗ», АО «Электротехник», АО «Каиндакабель», ОсОО «Автомашрадиатор», ОсОО «ОНЗ», АО «Достук».
 
Среди предприятий легкой промышленности имеют шансы в продвижении своей продукции на экспорт: АО «ККСК» — шерстяные ткани и пряжа; ОсОО «Береке», ОсОО «Заман» — трикотажные изделия; АО «Ак-Алтын», АООЗТ «Кыргызхлопок» и другие хлопкозаводы — хлопок-волокно; АО «Касиет» — шерстяная пряжа; ОсОО «Тевиз» — хлопчатобумажная пряжа»; СКГП «Жылдыз-Шпарта» — махровые изделия; СП «Булгаары» — полуфабрикаты и товары из кожи; АО «ОККО» — кожгалантерейные изделия; АО «Теским» — швейные изделия и т.д.
 
… За годы пребывания Кыргызстана членом ВТО произошла переориентация нашей внешней торговли с рынков стран СНГ на рынки стран-членов ВТО. Так, если до вступления Кыргызстана в ВТО в 1997 г. доля стран СНГ в нашем товарообороте составляла 57,5 %, то в 2002 г. — только 45,7 %, а доля стран-членов ВТО выросла с 37,9 % в 1997 г. до 52,9 % в 2002 г.
 
За последние два года прослеживается рост нашего экспорта. Так, в 2001 г. экспорт товаров в страны-члены ВТО составил сумму в 278,8 млн. долл. США и увеличился, по сравнению с 2000 г., на 14,7 %, а в 2002 г. — уже 307,3 млн. долл. США, т.е. увеличился на 10,2 % по сравнению с 2001 г.
 
Достижение экономической безопасности, безусловно, является одним из важнейших направлений социально-экономической политики Кыргызской Республики. Прежде всего, в аспекте экономической безопасности приходится говорить об энергетической независимости республики от внешних факторов. Например, бедность собственных нефтегазовых месторождений заставляет республику импортировать в большом количестве данный вид энергетических ресурсов, что не всегда позволяет производить своевременные расчеты с поставщиками. Поэтому с наступлением осенне-зимнего периода периодически возникают проблемы с поставками газа в нашу республику. В этой связи, во избежание зависимости республики от внешних условий, необходимо использовать собственные альтернативные источники энергоресурсов. Таким источником энергии может стать уголь — ведь Кыргызская Республика обладает значительным угольным потенциалом (сошлемся на крупнейшее месторождение «Кара-Кече»). Вместе с тем развитие данного месторождения требует значительных капиталовложений. В этом направлении Правительство КР уже предпринимает некоторые шаги. Так, в соответствии с распоряжением ПКР от 25 июня 2003г. на развитие разреза «Ак-Улак», самого крупного на месторождении «Кара-Кече», в 2003г. предусматривается выделение 11,5 млн. сомов. Хочется верить, что шаги, предпринятые Правительством для достижения энергетической независимости республики, будут успешны.
 
Другим инструментом достижения энергетической независимости страны является развитие ее электроэнергетической отрасли. Ввиду того, что гидроэнергетические ресурсы республики позволяют ей обеспечивать электроэнергией не только саму себя, но и соседние страны, необходимо как можно активнее использовать это наше преимущество. А потому следует продолжить работу по созданию эффективного механизма управления электроэнергетической отраслью, оптимизации деятельности энергетических компаний, выработке среднесрочной тарифной стратегии, энергосбережению, сокращению потерь электроэнергии при ее транспортировке. Нелишним шагом станет отказ от практики взаимозачетов и бартерных сделок. Отметим, что проведение данных мероприятий также потребует значительных капиталовложений.
 
Другими факторами достижения экономической безопасности нашей республики, способны стать металлургическая промышленность, в том числе цветная металлурги; электротехническая отрасль, машиностроение, легкая, пищевая и перерабатывающая промышленность и т.д.
 
Для достижения внешнеэкономической безопасности страны необходимо ежегодно увеличивать объемы экспортных поставок не менее чем на 10 %, не вводить и не ужесточать ограничений на импорт, активнее применять систему штрихового кодирования на отечественную продукцию, использовать все преимущества членства Кыргызской Республики в ВТО, расширять сеть торговых представительств республики в странах ближнего и дальнего зарубежья и т.д. В связи с выгодным географическим положением Кыргызской Республики в центре Евразийского материка на своеобразном перекрестке кратчайших транспортных, торговых, финансовых и информационных потоков между Западом и Востоком целесообразно создание в республике регионального Бизнес-центра, а также Центра электронной торговли.
 
… За период с 1996 по 2000г. было открыто 16 торговых представительств Кыргызской Республики за рубежом постановлениями Правительства КР, 26 — приказами нашего министерства.
 
Все они были упразднены в результате проверки их правительственной комиссией, созданной Распоряжением премьер-министра за № 223 от 7 июня 2000г., по следующим причинам. Существовавшее в то время Положение о торговых представительствах не соответствовало Венской конвенции о дипломатических отношениях в части предоставления дипломатического иммунитета, наряду с коммерческой деятельностью, что приводило к негативной реакции ряда государств в отношении наших торговых представителей. Комиссией было установлено, что деятельность торгпредств в основном была направлена на реализацию только собственных инициатив в продолжение коммерческой деятельности своих частных фирм и структур, отсутствовала достоверная информация об объемах проведенных под эгидой торгпредств торговых операций, о полученной от их деятельности выгоды для государства и т.д.
 
В целях совершенствования деятельности торговых представительств Кыргызстана за рубежом было разработано новое Положение о торговых представительствах, в котором предусмотрено их бюджетное финансирование. На основании этого Положения, начиная с 2002 года, происходит формирование нового института торговых представительств. В настоящее время их открыто 5 (Афганистан, Беларусь, РФ, Сибирский и Центральный федеральные округа РФ).
 
В связи с тем, что основными задачами и функциями торгпредств являются изучение и информирование об общих экономических условиях, о валютно-финансовом положении, о законодательстве в области внешнеэкономической деятельности, о налоговой, таможенной и ценовой политике, о конъюнктуре рынка товаров и различных услуг в стране пребывания, то, согласно Положению, торгпредства подведомственны и подотчетны нашему министерству.
 
Минвнешторгпром определяет структуру и комплектует штаты торгпредств, исходя из необходимости представления интересов кыргызских участников внешнеэкономической деятельности по согласованию с МИДом Кыргызской Республики.
 
… Для активизации деятельности торгпредств Кыргызской Республики и достижения реальных результатов в настоящее время нашей основной совместно с Минфином задачей является решение вопроса о бюджетном финансировании торгпредств. А главной задачей торгпредств, как известно, является продвижение отечественных товаров на внешние рынки и привлечение прямых иностранных инвестиций в приоритетные отрасли экономики нашей страны.
 
К примеру, за 5 месяцев 2003 года внешнеторговый оборот Кыргызской Республики с Афганистаном составил 3,2 млн. долл., или, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, возрос в 2 раза.
 
Благодаря активности наших торгпредств, афганские партнеры заинтересовались продукцией отечественных предприятий, таких, как АО «ОРЕМИ», АО «Камвольно-суконный комбинат», АО «КЦШК», ОсОО «Интергласс» и др.
 
По нашему мнению, торговые представительства необходимо открывать как в странах, являющихся основными торговыми партнерами Кыргызстана, так и в странах-донорах, таких как Япония, ФРГ, США, а их деятельность сконцентрировать на привлечении иностранных инвестиций.
 
… Министерство проводит мероприятия по защите внутреннего рынка в соответствии с законами Кыргызской Республики «О защитных мерах», «Об антидемпинге», «О субсидиях и компенсациях».
 
Как известно, защитные меры должны применяться только в случае угрозы нанесения существенного ущерба отрасли национальной экономики, т.е. в случае такого роста объемов импорта или поставки его на таких условиях, которые влекут за собой резкое падение и свертывание отечественного производства той или иной продукции и снижение экономических показателей промышленных предприятий. Причем такая тенденция должна иметь место в течение последних трех лет.
 
В целях защиты отечественных товаропроизводителей в прошлом году были введены временные сезонные пошлины на муку (с 1 августа по 31 декабря) и пшеницу (с 1 сентября по 1 ноября) в размере 20 процентов от таможенной стоимости, которые позволили несколько стабилизировать ситуацию на рынке этих товаров.
 
Проводимые исследования показывают, что демпингового и субсидированного импорта в республике не наблюдается.
 
Министерство провело анализ работы таких отраслей промышленности, как стекольная, бумажная, мебельная. Однако анализ статистических данных по импортным операциям за предшествующие три года по перечисленным выше видам продукции показал, что в данном случае не наблюдается постоянного роста объемов импортируемой продукции.
 
Отмечены случаи возросшего объема импорта, в частности, по таким видам продукции, как пиво, кондитерские изделия, чулочно-носочные изделия, мыло и мыломоющие средства. По данным видам продукции ведется анализ влияния увеличения объемов импорта на состояние и тенденцию внутреннего производства; в случае выявления отрицательного влияния импорта на отечественную экономику и нанесения ей серьезного ущерба будут внесены предложения о применении тех или иных защитных мер.
Между тем следует отметить, что Кыргызстан принял обязательства перед МВФ о неприменении ограничительных мер в отношении импорта товаров. Одновременно Правительство Кыргызской Республики (Постановление от 3 апреля 2003 года № 183) приняло решение не вводить и не ужесточать какие-либо ограничения на импорт.
 
В этой ситуации наиболее актуальной становится задача повышения качества отечественной продукции, модернизации технологического процесса, снижения себестоимости выпускаемой продукции и пр. для повышения конкурентоспособности отечественных товаров перед аналогичными импортными товарами.
 
… Нужно освободить экспорт услуг от уплаты НДС. Принятие указанного решения, во-первых, позволит обеспечить загрузку многих простаивающих производственных площадей за счет использования толлинговых операций, во вторых — создать дополнительные рабочие места.
 
…Применение штрихового кодирования сегодня вызвано необходимостью формирования единого информационного пространства, единого языка бизнеса для обеспечения движения и учета материальных потоков, для осуществления международной торговли и т.д. Сегодня штриховое кодирование широко применяется во всем мире, как метод автоматической идентификации.
 
… Госкомимущества предложил новый метод приватизации госпредприятий, имеющих большие долги, — продажу за символическую плату в 1 доллар, обусловив ее некоторыми инвестиционными условиями. Это пока только идея. Такого метода приватизации в Кыргызской Республике пока не существует. Тем не менее, в мире уже было нечто подобное, когда автомобильный концерн «БМВ» продал свою дочернюю фирму «Ровер» за символическую цену — 100 марок — в связи с тем, что данная фирма приносила колоссальные убытки концерну. В настоящее время новые собственники «Ровера», изменив внутреннюю и внешнюю стратегию поведения фирмы, с успехом продолжают выпуск автомобилей «Ровер».
 
Однако в условиях экономики Кыргызской Республики, когда государству необходимо экономить каждый сом бюджетных средств, практику продажи государственных предприятий за символическую цену осуществлять еще рановато. В данном случае необходимо провести комплексный анализ финансово-экономического состояния предприятий-должников, соизмерить сумму кредиторской задолженности с реальной стоимостью активов и продавать предприятия с аукциона тому покупателю, который предложит за них наивысшую цену. Перед этим необходимо определить стартовую цену, начиная хотя бы с 5% от стоимости активов предприятия (оборудования, сооружений). Данный метод приватизации позволит получить с продажи хоть какие-то средства, но уже не 1 доллар. Что касается предприятий, сумма долгов которых перекрывает стоимость активов, то их целесообразно проводить через процедуру банкротства в целях удовлетворения требований кредиторов и очищения экономики от обанкротившихся структур…
 
«Общественный рейтинг», 7 августа 2003