Приватизация

image_pdfimage_print
 
1.     В результате проводимых реформ за прошедшие годы произошла активная трансформация государственной собственности, существенно изменена ее структура и имущественные отношения. В стране сложилась многоукладная экономика, регулируемая рыночными отношениями.
Создан фундамент для развития отечественного фондового рынка, малого и среднего предпринимательства, сформирована инфраструктура рыночной экономики, в которой представлены все основные элементы, необходимые для его эффективного функционирования и развития. В результате реорганизации государственной собственности, приватизации малых предприятий, жилья в стране появился реальный собственник, созданы базовые условия для привлечения в экономику иностранных и отечественных инвесторов.
Значительно снизилась доля государственной собственности во всех секторах экономики. На 1 июля 2002 года уровень приватизации составил 69.7%. Большое число государственных объектов передано в коммунальную собственность и местным сообществам.
Уровень приватизации по отраслям составляет: в промышленности – 89.2%, строительстве – 58.9%, на транспорте – 57.6%, в торговле и общественном питании – 97.5%, в бытовом обслуживании – 99.9%, в непроизводственной сфере – 44.2%.
В настоящее время в государственной собственности находятся пакеты акций 222 акционерных обществ, представляющих различные отрасли экономики, в том числе контрольные пакеты акций 142 акционерных обществ. Проводится активная работа по дальнейшему сокращению участия государства в уставном капитале акционерных обществ путем использования различных методов продажи государственных пакетов акций — через фондовую биржу, на основе инвестиционных тендеров, аукционов, конкурсов и т.д.
2.     Значительное развитие получила правовая база, регламентирующая порядок и механизмы преобразования и приватизации государственной собственности. Принят новый Закон Кыргызской Республики «О приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике», четко регламентирующий основные вопросы приватизации, порядок отчуждения государственной собственности в собственность физических и юридических лиц. В нем содержатся четкие нормы, связанные с процедурами и методами преобразования объектов. При приватизации государственных пакетов акций акционерных обществ предусмотрена возможность их продажи на фондовом рынке. При оценке государственного имущества предусмотрено применение не только балансовых методов оценки, но и рыночный подход. Усилена прозрачность процесса приватизации.
Жогорку Кенешем Кыргызской Республики утверждены Концепция и Программа разгосударствления и приватизации государственной собственности на 2001-2003 годы.
3.     За последние годы подготовлены и утверждены Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, Правительством Кыргызской Республики нормативные документы и начата реализация программы приватизации в стратегических секторах экономики (энергетика, телекоммуникации, нефтегазовая отрасль, воздушный транспорт, золотодобывающая отрасль), проведена их оценка и выбор схем приватизации.
Предприятия указанных секторов были реорганизованы, осуществлена их реструктуризация и разделение на самостоятельные акционерные общества. В настоящее время крупнейшим акционером, владеющим контрольными пакетами акций в компаниях указанных секторов, является государство. Вместе с тем, в базовых, стратегических отраслях происходит целенаправленное постепенное сокращение государственной собственности. Акционерные компании работают на основе рыночных принципов.
В целях успешного проведения тендера по продаже государственного пакета акций АО «Кыргызтелеком» повышена привлекательность объекта путем предоставления лицензии на услуги мобильной связи. Правительством утверждена тендерная комиссия. На конкурсной основе отобран консультант по приватизации.
4.     Значительное развитие получил институт банкротства, создавший условия и возможности для оздоровления хозяйствующих субъектов, очищения рынка от слабых, неплатежеспособных и неработающих предприятий, продажи эффективному собственнику неиспользуемых активов. Разработанная законодательная база дает возможность санации, оздоровления и привлечения прямых инвестиций в реальный сектор.
За 1995-2001 годы признаны банкротами 526 предприятий, при этом за 1999-2002 годах в 80.9% случаев процесс банкротства был инициирован кредиторами. В механизме банкротства со стороны государства участвуют несколько органов государственного управления, уполномоченных обеспечивать сбор налогов и других обязательных платежей. Особенно активизировали свою деятельность в этом направлении органы Государственной налоговой инспекции и Социального фонда Кыргызской Республики. За этот период ими было инициировано банкротство 245 предприятий (65.7 % от общего числа предприятий, процесс банкротства которых инициировали кредиторы). При этом за последние три года в три раза возросло число хозяйствующих субъектов, в отношении которых применены процедуры реабилитации и реструктуризации. Это позволило сохранить их в качестве юридических лиц или их активы в едином технологическом комплексе.
За последние годы в рамках банкротства на базе крупных акционерных обществ, признанных банкротами, с участием иностранных инвесторов возрождены стекольное, хлопкопрядильное, кожевенно-сырьевое и крахмалопаточное производства, создано значительное число рабочих мест. Эти акционерные общества обладают большим экспортным потенциалом.
Одновременно в связи с недостаточностью контроля, имевшимися злоупотреблениями, коррумпированностью некоторых специальных администраторов в процессе банкротства, в целях повышения их ответственности внесены изменения и дополнения в действующее законодательство.
5.     Кыргызская Республика стала пилотной страной по реализации программы «Корпоративное управление и реформа предприятий», финансируемой Азиатским Банком Развития. Первая фаза этой программы помогла создать основные юридические, регулятивные и институциональные рамки для корпоративного управления и юридические рамки для банкротства. Проведена реформа органов управления акционерными обществами, практически на всех предприятиях внедрены принципы корпоративного управления. Прошли обучение члены Советов директоров акционерных обществ, рядовые акционеры. Пересмотрены на соответствие принципам корпоративного управления и перерегистрированы уставы акционерных обществ. В результате правовое образование и сознание акционеров в части корпоративного управления коренным образом изменено. Проведена реформа бухгалтерского учета и аудита.
Внедрение в реальном секторе экономики принципов корпоративного управления обеспечивает максимальную прозрачность принимаемых важнейших решений и непосредственное участие акционеров в их обсуждении и принятии.
Реализованный первый проект по развитию корпоративного управления признан модельным для стран с переходной экономикой. В настоящее время Азиатский Банк Развития оказывает поддержку в реализации второго проекта по дальнейшему развитию корпоративного управления.
6.     В процессе приватизации в настоящее время существует ряд проблем, мешающих эффективному проведению реформ и требующих своего решения.
Владея пакетами акций в значительном количестве акционерных обществ, государство не может их продать по причинам низкой платежеспособности покупателей, непривлекательности объектов (в том числе низкой инвестиционной привлекательности), неэффективности предпринимаемых мер по продвижению акций на рынке, в ряде случаев небольшой процент (остаток) выставляемой на продажу госдоли, что не дает покупателю полноценного участия в управлении акционерным обществом.
Потребуется провести инвентаризацию и оптимизацию действующей нормативно-правовой базы, разработать новые механизмы приватизации, оценки имущества в процессе приватизации и банкротства в соответствии с новым законом о приватизации.
7.     Важной проблемой является недостаточный уровень развития института независимой оценки недвижимости и имущества.
Слабый ресурсный потенциал — недостаточность опыта, квалификации кадров в вопросах рыночной оценки собственности; отсутствие финансовых средств для получения профессиональных знаний по оценке имущества и их повышению ограничивают возможности качественной подготовки соответствующих документов и развитие цивилизованного рынка недвижимости. Особое значение эта проблема приобретает и связи с введением налога на недвижимость, что предполагает необходимость адекватной оценки имущества юридических и физических лиц.
Отсутствие лицензирования оценочной деятельности, регистрационной системы, недостаточность развития этого института в целом также затрудняет развитие рынка недвижимости, в том числе и земли, использование новых для страны механизмов лизинга, ипотеки. Это создает основу для некачественного оказания оценочных услуг субъектами рынка, их коррумпированности.
8.     С введением института частной собственности на землю, в соответствии с законодательством, часть земельных участков передана собственникам зданий и сооружений безвозмездно, часть не вошла в выкупную стоимость при приватизации и не принадлежит собственникам имущества, находящегося на участке. В связи с этим должны быть урегулированы вопросы передачи прав собственности и оценки земельных участков при приватизации, взаимоотношения государства-собственника земельного участка и владельца находящегося на нем имущества.
9.     Важнейшей проблемой остается повышение эффективности управления государственной собственностью. Слабость действующего механизма оценки профессиональных качеств, квалификации и подготовки кадров управляющих государственной собственностью с учетом специфики конкретного объекта управления, невозможность применения мер имущественной ответственности за результаты деятельности представителей государства в акционерных обществах мешают создать эффективный институт управления государственными активами. Необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей процессы управления государственной собственностью, включая ее аренду, концессии, дивидендную политику.
10.  Основной целью политики приватизации государственной собственности на среднесрочную перспективу до 2005 года является содействие укреплению и развитию частного сектора, обеспечение его эффективной работы, повышение эффективности управления государственной собственностью.
Приоритетным направлением в сфере приватизации станет укрепление частного сектора экономики, совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, приватизация и привлечение инвестиций в секторы телекоммуникаций, энергетики, воздушного транспорта, нефтегазовой отрасли, повышение эффективности управления государственной собственностью, оздоровление предприятий.
11.  В соответствии с принятым планом действий и графиком реализации конкретных мер по приватизации к 2005 году государственных пакетов акций АО «Кыргызгаз», АО «Кыргызтелеком», компаний воздушного транспорта и распределительных компаний электроэнергетического сектора потребуется:
·                выработать оптимальные пути дальнейшего развития энергетического сектора и приватизации распределительных компаний с детальной проработкой различных моделей приватизации. До 2005 года будут приватизированы государственные пакеты акций электро- распределительных компаний;
·                разработать, утвердить и приступить к реализации Программы реорганизации и приватизации газовой отрасли. Реорганизация газовой отрасли будет осуществляться путем приватизации государственных пакетов акций газораспределительных компаний и компаний по реализации сжиженного газа;
·                приватизировать государственный пакет акций акционерного общества «Национальный авиаперевозчик Кыргызстан аба жолдору»;
·                провести тендер по продаже 51% акций АО «Кыргызтелеком».
12.  Будет продолжена активная приватизация объектов курортно-рекреационного хозяйства, а также госпакетов акций средних предприятий различных секторов экономики, предусматривающая привлечение прямых инвестиций для их развития.
Для повышения инвестиционной привлекательности предприятий будут выбраны несколько компаний и в их отношении мы намерены ввести процедуры антикризисного управления (анализ, реструктуризация, обновление технического, технологического парка, внедрение ноу-хау и т.д.).
13.  На базе государственных активов и предприятий с государственной долей собственности будет проведена активная работа по созданию совместных предприятий и производств с компаниями зарубежных стран.
14.  Будет проводиться работа по повышению эффективности управления государственной собственностью, внедрению действенной системы финансово-экономического оздоровления предприятий.
В контексте реформирования системы управления государственной собственностью будет введена практика обязательного заключения договоров с представителями государства в органах управления хозяйственных товариществ и обществ. При этом программа деятельности управляющего станет неотъемлемой частью договора, предусматривающего порядок и требования к отчетности, формы контроля, ответственность управляющего. Предусматривается разработка четкой и унифицированной системы отбора, подготовки и оценки управляющих.
Мы намерены повышать профессионализм управляющих компаниями, членов Советов директоров. Для этого предстоит создать систему обучения и повышения квалификации управляющих государственными пакетами акций, членов Советов директоров, для чего потребуется техническая и финансовая поддержка международных организаций.
Будут проводиться открытые конкурсы среди управленцев и коммерческих структур по передаче им права управления государственными пакетами акций, представления государства в Советах директоров. В целях регламентации этого процесса будут подготовлены и приняты соответствующие нормативно-правовые акты.
15.  Вновь созданным Межведомственным советом по банкротству будет проводиться обоснованная, активная и согласованная политика в отношении стратегических, экономически и социально-важных объектов, других хозяйствующих субъектов, имеющих долги перед государством.
Предстоит усовершенствовать законодательную базу, подзаконные нормативные акты по процедурам и механизмам банкротства, выработать предложения по определению порядка налогообложения хозяйствующих субъектов в процессе банкротства.
В отношении экономически и социально значимых хозяйствующих субъектов, имеющих признаки несостоятельности, будет проводиться работа по принятию заинтересованными министерствами и ведомствами, осуществляющими сбор обязательных платежей (органами ГНИ, Социального фонда, Министерства финансов), согласованных решений. Будет реализована политика единственного кредитора от имени государства, обеспечена реализация банкротства отсутствующего должника.
Будет значительно усилен контроль за исполнением специальными администраторами требований законодательства, в том числе по возможному сохранению производства или части производства, его реструктуризации или реабилитации. В целях повышения ответственности специальных администраторов за совершение неправомерных действий в процессе банкротства, будут предприняты законодательные меры по усилению их уголовной и административной ответственности.
16.  В связи с введением Закона «О приватизации государственного имущества в Кыргызской Республике» будет продолжена инвентаризация и обновление нормативной базы по приватизации, разработка новых документов по порядку и условиям проведения аукционов, конкурсов, передаче в управление с последующим выкупом, прямой продажи и т.д.
17.  Для развития оценочной деятельности в республике предстоит принять Закон «Об оценочной деятельности» и Стандарты оценочной деятельности, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности в Кыргызской Республике.
Мы будем проводить работу по развитию института частной независимой оценки земли, бизнеса и недвижимости в соответствии с требованиями рынка. Мы намерены подготовить пакет документов, регулирующих и развивающих этот процесс, провести работу по изучению и внедрению международных стандартов оценочной деятельности в Кыргызской Республике.
Мы намерены переработать нормативно-правовую базу, регламентирующую процесс приватизации государственной земельной собственности при приватизации расположенных на ней объектов недвижимости, включая ее оценку при приватизации и механизм передачи прав на землю в частную собственность.
18.  Завершение приватизации объектов, начатой на предыдущих этапах, будет осуществляться через проведение открытых торгов – аукционов, конкурсов, тендеров. Будут проводиться аукционы без установления минимальной цены, продажа объектов по месту их расположения, широкое рекламирование, прямые переговоры, передача имущественных активов в счет погашения долгов.
Решение указанных задач будет способствовать оптимизации структуры собственности, развитию предпринимательства, дальнейшему развитию рыночных отношений, оздоровлению предприятий, притоку инвестиций в экономику республики, увеличению рабочих мест.