Рациональное природопользование

image_pdfimage_print
Экологическая обстановка в Кыргызской Республике в 1999-2001 годах усугубилась в связи с экономическими проблемами, провоцирующими население, в частности жителей бедных сельских районов, на хищническое использование природных ресурсов (вырубку лесов, браконьерство, экстенсивное использование пахотных земель, пренебрежение мелиоративными и другими мероприятиями) и приводящими, по принципу обратной связи, к еще большему ухудшению обстановки.
Вместе с тем, в республике еще сохранились почти незатронутые антропогенной деятельностью уникальные ландшафты, чистейшие воды и воздух, природные зоны, которые помимо прочего, имеют экономическую ценность, представляют собой особый товар международного значения, цена на который будет возрастать.
1.            Из 199.9 тыс. кв. км общей площади республики по природно-климатическим условиям только около 30% пригодно для постоянного проживания и лишь 20% относится к зоне с комфортными и относительно комфортными условиями, в которых проживает абсолютное большинство населения республики. Наибольшую тревогу вызывает состояние и использование жизненно определяющих для нашей республики ресурсов – водных, земельных, животного и растительного мира, лесных и особо охраняемых территорий.
2.            Пресная вода Кыргызстана – это жизненно важный ресурс устойчивого развития. Запасы пресной воды в нашей стране значительны: республика имеет около 50 куб. км поверхностного речного стока, 13 куб. км потенциальных запасов подземных вод, 1745 куб. км озерной воды, 650 куб. км ледников.
Фактически используется только 12-17% от имеющихся запасов поверхностного и подземного стока. При этом суммарные потери из-за несовершенства ирригационных систем, применения экстенсивных методов полива и других причин составляют около 23%.
Из общей площади республики ледниками и снежниками занято 4.1% территории. Общее их количество составляет 7628, они принимают участие в формировании стока 5 речных самостоятельных бассейнов. Ледники Кыргызстана являются аккумуляторами чистых пресных вод, влияют на климат, понижают температуру воздуха, увеличивают осадки, являются объектом эстетического, спортивного и рекреационного использования.
Сокращение размеров оледенения и мерзлот Тянь-Шаня особенно активно идет последние 30 лет.
3.            Наиболее опасным фактором, приводящим к истощению и деградации водных ресурсов и, особенно, питьевой воды – стратегического ресурса, – является загрязнение различными химическими и органическими веществами. В открытые водоемы и водотоки без очистки сбрасывается все увеличивающийся объем опасно загрязненных сточных вод, содержащих нитраты, хлориды, хром, сульфаты, нефть и нефтепродукты.
Объемы сбросов загрязненных сточных вод значительно увеличились и в 2001 году сбросы составили 11.8 млн. куб. м, в 2000 – 3.8 млн. куб. м. Особенно остро стоит проблема загрязнения подземных вод в Чуйской, Ошской и Джалал-Абадской областях. Основной причиной загрязнения подземных водных источников является отсутствие полноценных зон санитарной охраны водозаборов или несоблюдение режима хозяйственной деятельности в этих зонах.
4.            Существенными проблемами являются неразработанность нормативно-правовой базы в области водопользования, недостаточная эффективность деятельности ассоциаций водопользователей. Отсутствует общенациональная четко определенная стратегия водопользования. Медленно внедряются передовые ирригационные технологии.
5.            Ухудшение состояния инфраструктуры, в частности объектов коммунального хозяйства, особенно в сельской местности, приводит к снижению уровня жизни, ухудшению социального положения населения.
В республике централизованные системы канализации с очистными сооружениями имеют только 56% от общего числа городов, поселков и районных центров. В настоящее время, в целом по республике, из имеющихся 350 сооружений по очистке сточных вод санитарным требованиям соответствуют лишь 30%, совершенно не выполняют свои функции — 40%, при этом эффективность очистки стоков низкая и не отвечает нормативным требованиям.
Заметное отставание в развитии систем жизнеобеспечения существенным образом сказывается на санитарно-эпидемиологической и экологической обстановке в регионах. Во многих населенных пунктах республики отсутствует водоснабжение или обеспеченность населения питьевой водой составляет 15-20% от потребности. Использование воды из открытых водных источников приводит к заболеваниям населения. Доступ к водопроводной воде имеют 90.2% населения городов и лишь 19% населения сельской местности. Доступ к системам канализации есть только у 15% населения.
Объемы капитальных вложений на охрану и рациональное использование водных ресурсов ежегодно уменьшаются.
Пахотные земли на душу населения составляют 0.26 га, что едва обеспечивает минимальный продовольственный минимум среднестатистическому гражданину страны.
Для устойчивого рационального землепользования в Кыргызстане создана необходимая правовая база. Введена частная собственность на землю и наработан опыт по распределению и передаче естественных пастбищ в аренду местным общинам, несущим ответственность за состояние пастбищ и степень их деградации, хозяйственный оборот и восстановление. Тем не менее, продуктивность пахотных земель снижается с каждым годом.
6.            Из 10.6 млн. га сельскохозяйственных угодий более 88% признано деградированными и подверженными процессам опустынивания. Площади вторичного засоления почв составляют 75% всего пахотного фонда республики. Кыргызстан присоединился к Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием и разработал План действий по борьбе с опустыниванием.
Земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в пользовании и собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей, составляют 5788.0 тыс. га, из которых 888.0 тыс. га занимают орошаемые земли. Земли, находящиеся в частной собственности – 1242.0 тыс. га, в коммунальной собственности – 55.0 тыс. га, в государственной собственности – 19000.0 тыс. га.
7.            Серьезной проблемой является деградация пастбищных угодий республики. Общая площадь естественных пастбищ составляет 8.9 млн. га. Типы растительности, используемые в качестве естественных кормовых угодий, отличаются чрезвычайным разнообразием, различной урожайностью.
По имеющимся данным, средняя урожайность пастбищ за период с 70-х по 90-е годы снизилась на 14%. Значительная площадь их (около 25%) средне- и сильно деградирована.
Резко сократившееся за последние годы поголовье скота в республике не решило экологических проблем, связанных с выпасом животных на пастбищах.
Несмотря на то, что Кыргызстан занимает только 0.13% суши Земли, в стране обитает около 3% мировой фауны, произрастает более чем 7400 видов растений.
8.            В Красную Книгу республики внесены 71 вид растений, 32 вида птиц, 3 вида рептилий, 2 вида рыб, 19 видов насекомых, 13 видов млекопитающих. За период с 1985 года Красная Книга пополнилась 10 видами растений, 1 видом рыб, 11 видами птиц, 4 видами млекопитающих и 13 видами насекомых, что свидетельствует о неуклонном сокращении биоразнообразия вследствие антропогенного пресса.
Кыргызстан подписал Конвенцию о биологическом разнообразии, разработал пакет законов в поддержку биоразнообразия и в настоящее время реализует трансграничный проект по сохранению биоразнообразия Западного Тянь-Шаня, поддерживаемый программой TACIS.
Совместно с Союзом Охраны Природы Германии (NABU) продолжается (с января 1999 года) реализация проекта «Сохранение снежного барса», создана специальная оперативная группа «Барс». Основной задачей данного проекта является охрана снежного барса и других краснокнижных животных. Кроме того, в рамках данного проекта предполагается создание научной станции на Биосферной территории «Иссык-Куль».
9.            За 20 лет в республике было уничтожено 50% лесов и в настоящее время лесистость страны составляет 4.25%. Отчетливо наметилась тенденция старения лесов. Процесс старения опережает процесс лесовосстановления и уже сейчас площадь зрелых и перестойных лесов составляет 49.9%, или 350.3 тыс. га от общей лесопокрытой площади.
В Кыргызстане, где более 60% населения проживает в сельской местности, антропогенное воздействие является одним из основных факторов отрицательного влияния на леса. Так, в республике изменение аграрной политики привело к увеличению численности частного скота, который выпасается на присельских пастбищах, а зачастую в лесах, в том числе и орехоплодовых.
Местное население не в состоянии приобретать дорогостоящее топливо, и дрова во многих случаях являются единственным решением этой проблемы. Например, в Арстанбап-Атинском лесхозе 13 тыс. человек населения заготавливают не меньше 20 тыс. кубических метров древесины на собственные нужды.
Такая ситуация тем более недопустима, так как в республике имеются прекрасные возможности использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии (НИЭ).
Использование энергии солнца, ветра, малых рек и быстротоков, а также продуктов переработки отходов животноводства, включая получение биогаза и органических удобрений, может стать эффективным способом борьбы с бедностью в республике, учитывая практически неограниченные энергетические ресурсы. Использование экологически чистых НИЭ позволит обеспечить электро- и теплоэнергией отдаленные районы.
10.          Республика входит в число 200 приоритетных экологических регионов планеты. Особоохраняемые природные территорий имеют довольно разветвленную сеть и охватывают, в основном, все типы экосистем Тянь-Шаня и Памиро-Алая. В соответствии с классификацией, принятой Международным Союзом охраны природы, особоохраняемые природные территории республики разбиты на 4 категории, которые включают в себя заповедники, национальные и природные парки, памятники природы общей площадью около 850 га.
11.          С 1997 года в республике при содействии Германского Технического Центра реализуется проект по созданию особоохраняемой биосферной территории «Иссык-Куль» в соответствии с международной программой ЮНЕСКО «Человек и биосфера». В сентябре 2001 года Кыргызстан стал 91 страной, получившей официальное признание ЮНЕСКО.
В рамках технической помощи Азиатского Банка Развития и Правительства Швейцарии в 2001 году реализован проект «Региональное сотрудничество в области горного развития в Центральной Азии». Разработаны национальные стратегии и планы действий на национальном и региональном уровнях Центральноазиатских стран (Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Синь-Цзянский автономный регион Китая), разработана Центральноазиатская Горная Хартия.
Учитывая важность вышеперечисленных приоритетных направлений, Кыргызстан в последние годы ратифицировал 9 международных Конвенций в области охраны окружающей среды и в рамках гармонизации природоохранного законодательства с международными нормативно-правовыми актами, начата переработка основной законодательно–правовой базы в области охраны окружающей среды.
12.          Основным принципом стратегии стабилизации природопользования является комплексная рационализация использования природных ресурсов с тем, чтобы не нанести ущерба устойчивому долгосрочному развитию. Применяемые способы водопользования, обработки земли, сохранение биоразнообразия должны быть выгодны всем слоям общества, особенно бедным.
В этой связи, в рамках Комплексной Основы Развития Кыргызстана до 2010 года, Международного Года гор, Года туризма предусматривается и проводится комплекс мер, направленных на достижение стабилизации в области охраны окружающей среды.
13.          Для повышения эффективности использования водных ресурсов, мелиорации сельскохозяйственных угодий целесообразно:
·                разработать меры по снижению уровня сельскохозяйственного водозабора до биологических нормативов на воду для различных сельскохозяйственных культур;
·                разработать Национальную водную стратегию, завершить формирование Водного кадастра Кыргызской Республики, сформировать единую национальную базу данных о состоянии и использовании водного фонда Кыргызской Республики;
·                осуществить поэтапный переход на передовые технологии ирригации пахотных земель;
·                внедрить экономические инструменты для перехода на эффективное водопользование, водосберегающие и водоохранные технологии; а также современные системы управления водным фондом;
·                 достичь 100% — доступа для городского населения к качественной питьевой воде, 45% — для сельского населения;
·                обеспечить доступ к системе канализации до 40% населения к 2005 году;
·                довести объемы капитальных вложений на охрану водных ресурсов до 10 млн. сомов к 2005 году.
14.          В целях рационального использования земельных ресурсов необходимо:
·                разработать кадастр качества земельных ресурсов КР для формирования цивилизованного рынка земли;
·                 проводить комплекс мер по сокращению деградированных земель на 5% ежегодно;
·                осуществлять мониторинг и оценку пастбищных угодий в целях введения рациональной системы пастбищеоборотов и регулируемого выпаса скота;
·                увеличить объем переработки и обезвреживания твердых отходов до 1 млн. тонн ежегодно, начиная с 2003 года;
·                довести объемы капитальных вложений на охрану земельных ресурсов до 60 млн. сом к 2005 году.
15.          В целях сохранности и расширения площади лесных и особоохраняемых территорий необходимо:
·                расширить и развить национальную сеть особоохраняемых территорий, увеличив их площадь на 25% к 2005 году;
·                увеличить площадь лесистости территории республики до 6% к 2010 году (Государственная программа по лесу).
В Кыргызстане конституционно закреплено право каждого человека на благоприятную для жизни природную среду.
Стратегия развития охраны окружающей среды должна быть основана на двух основополагающих принципах – принципе интеграции экономической и экологической политики и принципе индивидуальной ответственности.
В рамках адаптации природоохранного законодательства к условиям переходной экономики, с одной стороны, и, с другой для гармонизации Международных правовых документов во внутреннее законодательство страны предполагается разработка новых законопроектов в области охраны окружающей среды и переработка нормативно-законодательной базы в соответствии с международными стандартами.
В этой связи планируется разработка Закона Кыргызской Республики «Об экологическом страховании». Защита окружающей среды, сохранение биологического разнообразия как основы, самой сущности биосферы, хранилища генетического материала животного и растительного мира будут целью и задачей нашего государства и в перспективный период.