Е. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР
3.20. Расходы государственного бюджета в 2003 и 2004 году ежегодно росли в среднем на 11%, и составили 20,1% и 20% ВВП соответственно. Основной причиной стало номинальное увеличение финансирования образования и здравоохранения, а также государственных услуг общего назначения. Следует отметить, что Правительство КР смогло обеспечить выполнение целевого показателя отношения общих расходов государственного бюджета с учетом ПГИ к ВВП, определенного на уровне 24% ВВП.
График 3.3.
Динамика госрасходов на основные направления, % от ВВП, 2000-2004
Источник данных: НСК, Министерство финансов
3.21. В отчетный период по ключевым направлениям НССБ объем номинального финансирования имел устойчивую тенденцию роста. Наибольший объем финансирования приходился на сектор образования. По сравнению с 2000 годом объем государственных расходов на образование увеличился с 3,5% ВВП до 4,5% и 4,6% ВВП в 2003 и 2004 годах соответственно. Не смотря на номинальный рост, объем расходов на здравоохранение в относительных величинах за 2000-2004 годы фактически не изменился и в среднем составил 2,0% ВВП. Неоднозначная ситуация наблюдалась по социальной защите, где в 2002-2003 годах наблюдался значительный рост расходов по сравнению с 2001 годом с 1,8% до 3,1% ВВП. Однако в 2004 году было зафиксировано снижение до 2,8% ВВП. Наиболее стабильной картиной выглядит ситуация с финансирование государственных услуг общего назначения, где наблюдается ежегодный рост расходов выросших в 2003 до 3,2% ВВП и в 2004 году до 3,3% ВВП. В первом полугодии 2005 года в отличие от государственных услуг, по трем социальным направлениям в первом полугодии 2005 года продолжает наблюдаться рост финансирования.
3.22. Благодаря комплексным мероприятиям и благоприятной экономической ситуации Правительство КР в соответствии с целями НССБ смогло обеспечить увеличение доходной части государственного бюджета, уровень которого вернулся до уровня 1991 года. В 2003 и 2004 годах доходы государственного бюджета выросли и составили 19,1% и 19,2% ВВП, что заметно выше уровня 2000-2001 годов (16,2%). В первом полугодии 2005 года этот показатель вырос до 24%, что дает предпосылки предположить о выполнении намеченных целевых индикаторов НССБ.
3.23. Общий объем внешнего финансирования ПГИ немного снизился. По всей видимости, Правительство КР в соответствии с условиями PRGF сможет сократить объемы ПГИ до 3,3% ВВП в 2005 году. Первоочередность сохраняет за собой вопрос управления долгом и выполнение обязательств, достигнутых в рамках Парижского клуба. Правительству КР в целом удалось добиться позитивных сдвигов в управлении внешним долгом, который сократился с 92,9% от ВВП в 2002 году до 86,3% от ВВП в 2004 году. Аналогичная тенденция наблюдается по отношению внешнего долга к экспорту.
Таблица 3.2.
Динамика внешнего долга, 2000-2004
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
|
внешний долг/ВВП, %
|
107,6
|
90,3
|
92,9
|
92,4
|
86,3
|
внешний долг/экспорт, %
|
278,1
|
289,5
|
306,9
|
305,4
|
264,8
|
Источник данных: НСК, Министерство финансов
3.24. Первичный дефицит бюджета с учетом ПГИ в 2003 и 2004 годах не превысил пороговых значений НССБ и составил 4,3% и 3,4% ВВП. Таким образом, Правительство смогло обеспечить выполнение одной из важнейших макроэкономических задач – сокращение и контроль за дефицитом государственного бюджета. И более того, смогло изыскать достаточные ресурсы для реального повышения уровня доходов наиболее социально уязвимых слоев населения.