2.1 Структура доходов государственного бюджета
В таблице 1 приведены структура доходов государственного бюджета и доли основных налогов, существующих в КР на момент проведения исследования.
|
2000 г.
|
2001 г.
|
11 месяцев 2002 г.
|
|||
тыс. сом
|
%
|
тыс.сом
|
%
|
тыс.сом
|
%
|
|
Общие доходы
|
9 283 283
|
|
11 921 554
|
|
11 827 421
|
|
Совокупные налоговые поступления
|
7 675 772
|
100.0
|
9 187 901
|
100.0
|
9 170 939
|
100.0
|
НДС – всего
|
2 931 167
|
38.2
|
4 122 501
|
44.9
|
4 094 230
|
44.6
|
НДС на внутреннюю продукцию
|
1 174 481
|
15.3
|
1 252 666
|
13.6
|
1 184 191
|
12.9
|
НДС на ввозимую продукцию
|
1 756 686
|
22.9
|
2 869 835
|
31.2
|
2 910 038
|
31.7
|
Налог на прибыль
|
565 965
|
7.4
|
965 669
|
10.5
|
822 933
|
9.0
|
Подоходный налог
|
734 246
|
9.6
|
947 291
|
10.3
|
921 178
|
10.0
|
Подоходный налог на патентной основе
|
107 182
|
1.4
|
165 556
|
1.8
|
171 152
|
1.9
|
Акцизные сборы — всего
|
1 273 422
|
16.6
|
1 099 360
|
12.0
|
954 941
|
10.4
|
Акцизы на внутреннюю продукцию
|
791 551
|
10.3
|
610 485
|
6.6
|
480 188
|
5.2
|
Акцизы на импортную продукцию
|
481 871
|
6.3
|
488 875
|
5.3
|
474 753
|
5.2
|
Таможенные платежи
|
241 623
|
3.1
|
301 428
|
3.3
|
378 072
|
4.1
|
Земельный налог
|
189 682
|
2.5
|
234 209
|
2.5
|
222 877
|
2.4
|
ФЛЧС
|
553 804
|
7.2
|
557 394
|
6.1
|
570 923
|
6.2
|
Налог за пользование автодорогами
|
378 935
|
4.9
|
360 191
|
3.9
|
296 250
|
3.2
|
Отчисления на развитие и воспроизводство МСБ
|
22 279
|
0.3
|
24 237
|
0.3
|
144 016
|
1.6
|
Местные налоги, налогообложение по упрощенной схеме
|
301 114
|
3.9
|
380 022
|
4.1
|
472 378
|
5.2
|
Другие налоги
|
483 534
|
6.3
|
195 603
|
2.1
|
293 142
|
3.2
|
Внебюджетные фонды
|
|
|
|
|
|
|
Социальный фонд
|
2 871 770
|
|
3 256 200
|
|
3 534 612[1]
|
|
Из данных таблицы следует, что наиболее важными источниками доходов государственного бюджета являются НДС, акцизы, подоходный налог, налог на прибыль. Из прочих обязательных платежей большой удельный вес в государственных доходах имеют отчисления в Социальный фонд. Обращают на себя внимание возрастающая роль НДС и снижающееся значение акцизов. Целый ряд налогов приносит незначительные доходы (местные налоги и налоги с малого бизнеса, собираемые по упрощенной схеме, прежде всего).
Ниже обсуждаются некоторые проблемы налогообложения по отдельным налогам, которые, как представляется, создают излишнее налоговое бремя для налогоплательщиков и затрудняют сбор налогов в необходимом для эффективного функционирования государства размере. Подробное рассмотрение каждого из упомянутых ниже видов доходов бюджета (плательщики, ставки, льготы, особенности администрирования) приведено в Приложении 1.