5.5 Бизнес возможности
5.4.1 Качество товаров и услуг
Только 5% предпринимателей отметили, что качество их товаров и услуг ухудшилось за последние 12 месяцев. Больше всего респондентов в г. Бишкек (54%), Баткенской области (46%) и Ошской области (41%) считают, что качество их продукции улучшилось.
Диаграмма 5.5.1. Изменения в качестве товаров и услуг
Вопрос: Изменилось ли качество ваших товаров или услуг за последние 12 месяцев?
59% респондентов, работающих в сфере туризма, отдыха, и ресторанной деятельности в июле 2002 г. и 58% опрошенных в мае 2003 г. отметили улучшение качества своей продукции.
5.4.2 Ассортимент товаров и услуг
Сорок пять процентов респондентов указали, что ассортимент их товаров и услуг расширился за последние 12 месяцев. В сфере торговли, туризма и отдыха отмечается самое значительное расширение ассортимента услуг и составляет 52%. В финансовом секторе расширение ассортимента услуг было незначительным и составило 17%.
Диаграмма 5.5.2. Изменение в ассортименте товаров и услуг
Вопрос: Изменился ли ассортимент Ваших товаров или услуг за последние 12 месяцев?
5.4.3 Наличие помещений
В целом произошло незначительное изменение в плане наличия помещений. 29% предприятий указывают, что им легко найти помещение.
Диаграмма 5.5.3. Наличие помещений
Вопрос: Легко найти подходящее помещение для бизнеса?
5.4.4 Доступность сырья
Сырье было менее доступно в июне 2003 г. по сравнению с летом 2002 г.
Диаграмма 5.5.4 Доступность сырья
Заявление: Сырье для ведения бизнеса найти легко.
5.4.5 Стоимость сырья
Семьдесят один процент считают, что их затраты на производство увеличились за последние 12 месяцев.
Диаграмма 5.5.5 Изменения затрат на производство
5.4.6 Доступность оборудования и технологий
В целом, 66% респондентов сталкиваются с трудностями в поиске соответствующего оборудования и технологии. В сельскохозяйственном секторе этот показатель достигает 77%.
Диаграмма 5.5.6 Доступность оборудования и технологии
Заявление: Легко найти подходящее оборудование и технологию
5.4.7 Наличие квалифицированных кадров
36% предприятий указывают, что легко найти квалифицированных специалистов.
Диаграмма 5.5.7 Наличие квалифицированных кадров
Заявление: Легко найти квалифицированных кадров.
5.4.8 Управленческие навыки
Респонденты становятся более уверенными в своих управленческих навыках. Только 69% опрошенных заявили, что им стоит улучшить управленческие навыки, по сравнению с 75% предпринимателями, высказавшими такое же мнение во время предыдущего опроса.
Диаграмма 5.5.8. Необходимость улучшить управленческие навыки
Заявление: Мне необходимо улучшить управленческие навыки
5.4.9 Знания и навыки в области маркетинга
Все еще отмечается необходимость в улучшении маркетинга на предприятиях. Однако процент респондентов, разделяющих такое мнение, снизился до 73%. Наибольший показатель респондентов, признающих необходимость совершенствовать маркетинговые навыки, отмечается среди представителей крупных предприятий и составляет 78%.
Диаграмма 5.5.9. Необходимость усовершенствовать навыки в области маркетинга
Заявление: Мне необходимо усовершенствовать навыки в области маркетинга
5.4.10 Обучение персонала
Необходимость в обучении персонала повысилась с момента предыдущего опроса. Шестьдесят процентов респондентов указали, что их персоналу необходимо техническое обучение.
Диаграмма 5.5.10. Требуется техническое обучение для персонала
Вопрос: Требуется ли техническое обучение для ваших работников?
Необходимо отметить, что на эти данные повлияло большое число предпринимателей, не имеющих работников. Если не учитывать данные, касающиеся предпринимателей, имеющих от 1 до 5 работников, 69% предпринимателей признают необходимость в техническом тренинге для своего персонала.
5.4.11 Информация о службах поддержки предпринимательства
Респондентам был задан вопрос, существуют ли какие-либо организации в их области, которые активно поддерживают развитие предпринимательства. Несмотря на существование достаточно широкого круга служб поддержки, только 26% знают об их существовании.
Диаграмма 5.5.11: Наличие организаций, поддерживающих развитие предпринимательства
Вопрос: Существуют ли какие-либо государственные, общественные, международные фонды или бизнес ассоциации в области, которые активно поддерживают развитие предпринимательства?
5.4.12 Признание работы служб поддержки предпринимательства
Респондентов, подтвердивших, что им известно о работе служб поддержки предпринимательства, просили перечислить в произвольной форме названия организаций, которые, по их мнению, оказывают подобную поддержку. 840 ответивших, что службы поддержки предпринимательства имеются, дали 1018 ответов, перечисленных в таблице ниже (таблица 5.5.12).
Респонденты в Нарынской и Таласской областях были более открыты при уточнении организаций, по сравнению с ответившими в других областях. Поэтому данные касаются более активных организаций в Нарынской и Таласской областях. Ответы также включали более 100 различных организаций, сгруппированных в таблице под категорией «Другие», так как они в целом были упомянуты менее четырех раз.
Кредитные организации больше признаются как поставщики услуг по поддержке предпринимательства. Ведущие организации в этой области – ФИНКА, КСФК, ПРООН. Эти организации также являются основными источниками финансирования по количеству клиентов, пользующихся такими ресурсами (таблица 5.5.4).
Диаграмма 5.5.12: Признание работы служб поддержки предпринимательства
Источник служб поддержки предпринимательства
|
% указавших названия организаций в области
|
||||||||
Баткенская область
|
Джалалабадская область
|
Ошская область
|
Таласская область
|
Нарынская область
|
Иссык-Кульская область
|
Чуйская область
|
г. Бишкек
|
Кыргызская Республика
|
|
ФИНКА
|
48
|
13
|
7
|
7
|
9
|
33
|
23
|
13
|
14,3
|
КСФК
|
13
|
16
|
21
|
11
|
20
|
4
|
9
|
4
|
13,9
|
ПРООН
|
2
|
2
|
13
|
21
|
0
|
9
|
10
|
2
|
11,0
|
Бизнес Центр (SBDC)
|
2
|
0
|
17
|
0
|
11
|
6
|
0
|
7
|
6,4
|
Корпус милосердия (включая Ак-Марал)
|
0
|
1
|
3
|
1
|
0
|
7
|
20
|
7
|
4,1
|
Агрик Консалтинг Сервис
|
3
|
2
|
3
|
9
|
0
|
1
|
1
|
4
|
3,9
|
Кредитные союзы
|
5
|
9
|
1
|
1
|
0
|
11
|
5
|
0
|
3,3
|
Фонд Сороса
|
0
|
1
|
9
|
1
|
0
|
0
|
1
|
2
|
3,1
|
Общественный фонд XXI в.
|
0
|
0
|
0
|
12
|
0
|
0
|
0
|
0
|
2,9
|
ТАСИС
|
0
|
1
|
6
|
0
|
0
|
0
|
0
|
2
|
2,0
|
ЛАРК (Хельветас)
|
0
|
0
|
4
|
0
|
5
|
1
|
1
|
0
|
1,7
|
НПО Ак-Жар
|
0
|
0
|
0
|
7
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1,6
|
Кыргызаыйлтраст
|
2
|
1
|
0
|
0
|
2
|
5
|
5
|
0
|
1,4
|
Айылкенеш кызматы
|
0
|
0
|
0
|
3
|
6
|
2
|
0
|
0
|
1,4
|
Гос.комиссия по поддержке предпринимательства
|
0
|
1
|
1
|
1
|
3
|
4
|
1
|
0
|
1,3
|
Ак-Пейл
|
0
|
0
|
0
|
5
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1,3
|
Банки
|
3
|
2
|
1
|
0
|
0
|
0
|
2
|
2
|
1,3
|
Умай Эне
|
0
|
8
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1,2
|
ТАО (Проект ДИФИД)
|
0
|
0
|
0
|
5
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1,2
|
Ассоциация МСБ
|
2
|
2
|
0
|
0
|
8
|
0
|
0
|
0
|
1,1
|
«Бумак» с/х банк
|
0
|
0
|
4
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1,1
|
ПРАГМА
|
0
|
0
|
0
|
0
|
11
|
0
|
0
|
2
|
0,8
|
Мэрия
|
0
|
1
|
0
|
0
|
8
|
1
|
1
|
0
|
0,8
|
Шоола (НПО)
|
0
|
6
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0,8
|
«Керемет Кол» общ. асс.
|
0
|
6
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0,7
|
Общ.фонд «Кум-Добо XXIв.»
|
0
|
0
|
2
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0,7
|
Союз предпринимателей
|
0
|
6
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0,7
|
Ассоциация в поддержку женщин-предпринимателей
|
2
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
9
|
0,6
|
Бай-Тушум
|
0
|
0
|
0
|
0
|
3
|
2
|
0
|
2
|
0,5
|
Фонд Мээрим
|
0
|
0
|
0
|
1
|
2
|
2
|
0
|
0
|
0,5
|
Испытательный центр
|
0
|
0
|
0
|
0
|
8
|
0
|
0
|
0
|
0,5
|
Другие (упомянутые < 4 раз)
|
21
|
21
|
6
|
13
|
8
|
12
|
19
|
43
|
14
|
Всего респондентов в данной области (количество)
|
63
|
124
|
294
|
242
|
66
|
85
|
98
|
46
|
1018
|