5.3 Налоговый режим

image_pdfimage_print

 

Респондентам были заданы следующие вопросы: ясность налоговой системы; информация, предоставляемая налоговыми органами; вмешательство налоговых инспекторов в предпринимательскую деятельность; способность предприятий выполнять налоговые требования и специфические вопросы касательно упрощения налогообложения в отношении малых предприятий и системы ведения предпринимательской деятельности на основе патента. Открытые вопросы были предложены в отношении налоговых ставок, которые более всего приемлемы для предприятий.
 

        Ясность налоговой системы

Отмечается лучшее понимание налоговой системы по сравнению с последним исследованием. 
 
Диаграмма 5.3.1a Понимание Налогового кодекса
 
Заявление: Налоговый кодекс ясен и понятен. 


Самый высокий показатель понимания Налогового кодекса все также наблюдается среди предприятий с общим количеством работников от 16 до 50. 57% данных предприятий понимают налоговую систему, т.е. на 13% больше, чем показатель предыдущего опроса. 
По результатам предыдущего опроса, предприятия на юге понимают Налоговый кодекс больше, чем предприятия на севере. Однако странно, что респонденты в Ошской области, где отмечается самый высокий показатель понимания Налогового кодекса, больше всего сталкиваются с проблемами с налоговыми службами (см. Диаграмму 6.6.2а).


 
Диаграмма 5.3.1б Понимание Налогового кодекса – по областям
Заявление: Налоговый кодекс ясен и понятен. 
 
 

        Предоставление информации и консультаций налоговыми органами

В общем 18% опрошенных считают, что налоговые органы предоставляют рекомендации и информацию. Здесь наблюдается небольшой рост показателя с 16% предыдущего опроса до 18%.  Различия по регионам остаются.
 
Диаграмма 5.3.2 Рекомендации и информация со стороны налоговых органов – по областям
 


Заявление: Налоговые и таможенные органы предоставляют информацию и консультации

       Способность уплачивать налоги

33% респондентов считают, что они способны уплачивать налоги и при этом развивать свой бизнес. Данный показатель увеличился на 6% по сравнению с показателем предыдущего опроса.
Отмечаются большие различия между регионами: большая уверенность в своей способности уплачивать налоги наблюдается в тех регионах, где налоговые органы предоставляют необходимую информацию и оказывают консультации для предпринимателей.
Диаграмма 5.3.3 Способность уплачивать все налоги и при этом развивать свой бизнес, по областям


Заявление: Уплачивать все налоги и при этом развивать свой бизнес представляется возможным
 
 

     Упрощенное налогообложение для малых предприятий

Упрощенная система налогообложения для малых предприятий была введена в ноябре 2001 г. Данный режим факультативный и позволяет малым предприятиям с общим доходом менее 3 млн. сомов в год обращаться к упрощенной системе налогообложения. Согласно данной систем предприятия платят только налог на товарооборот от 5 до 10% в зависимости от сектора деятельности и освобождаются от налога на прибыль, МЧС, дорожного налога и налога на продажу.
Предпринимателям было предложено высказать свое мнение в отношении того, оказала ли упрощенная система налогообложения положительное воздействие на развитие их бизнеса. Отмечается значительный рост количества предпринимателей, которые указали на положительное воздействие упрощенной системы налогообложения.
 
Диаграмма 5.3.4a. Воздействие упрощенной системы налогообложения на развитие бизнеса
Заявление: Упрощенная система налогообложения для малых предприятий оказывает положительное воздействие на мою предпринимательскую деятельность


Однако удивляет тот факт, что по последним результатам положительное воздействие упрощенной системы налогообложения отмечается предприятиями всех размеров, а не только в отношении малых предприятий.
 
Диаграмма 5.3.4б Воздействие упрощенной системы налогообложения на развитие предпринимательской деятельности – по размеру предприятий
Заявление: Упрощенная система налогообложения для малых предприятий оказывает положительное воздействие на мою предпринимательскую деятельность
  
 

         Ведение предпринимательской деятельности на основе патента

В июле 2001 г. Правительство внедрило систему ведения предпринимательской деятельности на основе патента для широкого круга предприятий. При ведении бизнеса на основе патента обычное налогообложение заменяется покупкой патента или лицензии на ведение предпринимательской деятельности. Респондентов попросили оценить оказала ли данная система положительный эффект на развитие их бизнеса. По сравнению с результатами предыдущего опроса количество предпринимателей, отметивших положительное воздействие данной системы, значительно возросло.
 
Диаграмма 5.3.5.a: Воздействие системы налогообложения в форме выдачи патента на развитие предпринимательской деятельности


Заявление: Система ведения работы на основе патента оказала положительное воздействие на мой бизнес
 
 
Диаграмма 5.3.5б: Воздействие системы налогообложения в форме выдачи патента на развитие предпринимательской деятельности, по размеру предприятий
Заявление: Система ведения работы на основе патента оказала положительное воздействие на мой бизнес 
  
При анализе выше указанных данных становится очевидным, что за последний год все большее количество малых предприятий перешло на работу на основе патента. Однако крупные предприятия настроены более позитивно в отношении работы по патенту.
 

5.3.6    Приемлемые налоговые ставки

Поскольку только 33% респондентов считают, что, они способны уплачивать все налоги и при этом развивать свой бизнес, среди предпринимателей наблюдается проблема общего налогового бремени для предпринимателей, которая выражается в низком показателе случаев добровольной уплаты налогов.
Респондентам был задан вопрос, какие ставки налогов они были бы согласны платить, и, следовательно, декларировать правильные бухгалтерские счета. Естественно, что многие респонденты предложили нулевую ставку всех налогов. Во мнениях по вопросу добровольной уплаты различных ставок налогов наблюдается большой разброс и значительные различия. Ответы были даны в свободной форме и были объединены в данном документе, для того, чтобы показать процент людей, которые были бы согласны платить указанную ставку налога или же ставку выше.
По вопросу касательно уровня налога на прибыль и выплат в социальный фонд оценивались только результаты, представленные обществами с ограниченной ответственностью и акционерными обществами (301 компания в 2002 г. и 384 компаний в 2003 г.), поскольку эти компании являются основными плательщиками таких налогов.
Налог на прибыль в 2002 г. был снижен с 30% до 20%. Правительство также намерено снизить налог до 10% в дальнейшем, если это будет возможно. 48% компаний заявили, что они будут добровольно платить налог на прибыль по ставке 10%, по сравнению с 3% респондентов, согласных добровольно платить этот же налог по ставке 20%.
 
Диаграмма 5.3.6a: НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ —  Уровень добровольной уплаты налогов АО и ОсОО по различным налоговым ставкам
 
Готовность платить НДС по различным ставкам также сходна с ситуацией с налогом на прибыль. 
 
Диаграмма 5.3.6.b:  НДС — Уровень добровольной уплаты налогов АО и ОсОО по различным налоговым ставкам
  
 
Количество предпринимателей, готовых добровольно уплачивать отчисления в социальный фонд также значительно увеличится, если ставка будет снижена. Однако в целом этот налог больше поддерживается, и 22% предприятий поддерживают 20%-ную ставку по сравнению с 3%-ми, поддерживающими такую же ставку налога на прибыль.
           
Диаграмма 5.3.7b: СОЦИАЛЬНЫЙ ФОНД — Уровень добровольной уплаты налогов АО и ОсОО по различным налоговым ставкам