Политическая реформа

image_pdfimage_print
1.    После событий 24 марта 2005 года новое политическое руководство борьбу с коррупцией выдвинуло в качестве одного из основных направлений своей политики. Система сдержек и противовесов, включающая ясные процедуры отчетности ветвей власти, политических партий должна стать эффективным инструментом противодействия коррупции. В настоящее время в Кыргызской Республике начался процесс конституционной реформы и разными политическими силами предлагается усилить этот механизм через перераспределение полномочий и ответственности между Президентом, парламентом и правительством, усиление влияния политических партий в управлении страной. Данный вопрос будет разрешен на предстоящем в стране всенародном референдуме, однако уже сегодня необходимо начать работу по созданию эффективной вертикали власти с четким распределением функций, обязанностей и главное, ответственности.
2.    Отсутствие партийных списков в избирательной системе и архаичная система проведения выборов дает возможность стать депутатом гражданам без политических программ и, соответственно, без партийной ответственности.  В лучшем случае такие депутаты забывают про предвыборные обещания и решают свои сугубо личные интересы. В этой связи необходимо ввести в избирательную систему выдвижение кандидатов по партийным спискам с введением квот для женщин в списках кандидатов (как временную специальную меру) и обеспечить прозрачность процессов формирования и использования избирательных фондов, составлять и публиковать отчеты об источниках их формирования и использовании.
3.    Все функции по экономическим вопросам, вопросам участия государства в экономике страны и по всем иным сферам деятельности исполнительной ветви власти должны находиться в ведении Правительства Кыргызской Республики с последующей передачей этих функций в отраслевые и специализированные министерства и ведомства. Во избежание дублирования функций и излишних перекрестных структурных подразделений необходимо четко распределить функции и обозначить сферы деятельности Администрации Президента Кыргызской Республики и Аппарата Премьер-министра Кыргызской Республики.
4.    В качестве превентивной меры от «захвата» государства группами   элиты, преследующими собственны интересы, а так же для повышения открытости законотворческого процесса необходимо регламентировать процесс лоббирования законопроектов. Необходимы антикоррупционные меры, например, при формировании бюджета парламента, аппарата парламента, регламента работы парламента и бюджетных слушаниях.
5.    Среднесрочной мерой, направленной на ослабление коррупционных условий в органах государственной власти должно стать усиление независимости таких контрольных институтов как парламент и Счетная палата. Существует ряд проблем, решение которых необходимо для достижения максимальной эффективности Счетной палаты: во-первых, отсутствует механизм обеспечения контроля за исполнением рекомендаций по результатам аудита. Во-вторых, не завершена разработка методических рекомендаций по проведению аудита эффективности.
6.    Отсутствие выборов по партийным спискам в избирательной системе и мажоритарная система проведения выборов дает возможность стать депутатом гражданам без политических программ и, соответственно, без партийной ответственности и препятствует широкому представительству женщин в парламенте. В этой связи, необходимо ввести в избирательную систему выборы кандидатов по партийным спискам и обеспечить прозрачность процессов формирования и использования избирательных фондов, составлять и публиковать отчеты об источниках их формирования и использовании.