1. Повышение экономического потенциала
Энергетика
1. Кыргызская Республика обладает примерно 2% общими энергетическими ресурсами Центральной Азии, в том числе, большими запасами бурых углей и около 30% гидроэнергетических ресурсов региона, из которых в настоящее время освоена только десятая часть. В настоящее время, структура топливно-энергетического баланса республики ориентирована на импорт более 50% энергоносителей из соседних государств.
2. На территории страны известно около 70 месторождений (?) угля, общие запасы которых по состоянию на 1 января 2006 составляют 1316,9 млн. тонн. В настоящее время около 1,1 млн. тонн угля, или примерно 78% от ежегодно потребляемого объема, импортируется. При этом, около 70% суммарного объема потребления угля в стране расходуется в энергетическом секторе на выработку электроэнергии и теплоэнергии. Основная причина кризиса в угольной отрасли высокие затраты на транспортировку угля до конечного потребителя и использование устаревшего и изношенного оборудования отсталых технологий добычи. Угольная отрасль субсидируется из бюджета страны, несмотря на либерализацию рынка угля и присутствие частных производителей.
3. Согласно прогнозной оценке на территории страны имеются не менее 289 млн. тонн запасов условного топлива неразведанных ресурсов нефти и газа,. Добыча нефти и природного газа незначительна, и, в целом, самообеспеченность республики нефтепродуктами составляет менее 30%.
4. Электроэнергетика, обладая значительными гидроэнергетическими ресурсами, определяющим образом влияет на состояние и перспективы развития национальной экономики: на ее долю приходится около 5% ВВП и 16% объема промышленного производства, 10% доходов государственного бюджета. Развитая электроэнергетическая сеть обеспечивает доступ к электроэнергии для 100% населения, в то время как душевое потребление электроэнергии составляет примерно 2400 кВтч, являющиеся достаточно высоким показателем для развивающейся страны.
5. Начатая в 2001 году реструктуризация вертикально-интегрированной монопольной энергетической компании на функциональной основе обеспечила определенную либерализацию электроэнергетического сектора и создание более привлекательные условия для привлечения инвестиций. Появились первые частные мини гидроэлектростанции, а также частные компании в распределении, где финансовый менеджмент лучше, чем в госкомпаниях. Функциональная реструктуризация позволила также более прозрачно подходить к определению затрат на производство, передачу и распределение энергии и, к формированию тарифов на электроэнергию и тепловую энергию. Однако она не обеспечила ожидаемого улучшения экономических показателей энергосистемы, что связано с незавершенностью реструктуризации и приватизации отрасли, отсутствием необходимых рыночных механизмов и соответствующей законодательной базы.
6. За годы независимости произошло существенное увеличение потребления электроэнергии населением, которое за 1991-2005гг. выросло втрое до 4,5 млрд. кВтч. С ростом в экономике, при сдерживании тарифов для населения и сельхозпотребителей на низком уровне и сохранении нынешнего уровня технических и особенно коммерческих потерь, потребность в выработке электроэнергии будет увеличиваться. и в ближайшем будущем следует ожидать нехватку выработки электроэнергии, которую невозможно будет решить за счет ресурсов существующих генерирующих станций.
7. Финансовое состояние энергетических, в частности, распределительных компаний за последние годы не улучшается. Так, сбор платежей за потребленную электроэнергию в 2005 году составил 73,7%, при этом наличными деньгами за последние 5 лет не более 35,2%. В результате, огромная накопленная дебиторская задолженность энергетических компаний оказывает значительное воздействие на их финансовые взаимоотношения с другими хозяйствующими субъектами и выполнение кредитных и налоговых обязательств перед бюджетом, создавая опасную цепочку взаимных неплатежей.
8. Системные потери электроэнергии в сетях стабильно превышают в последние годы уровень 40%, из которых около 25% потерь составляют коммерческие потери и хищения. В результате, квазифискальный дефицит в электроэнергетическом секторе на конец 2005 года составил 7,6 % от ВВП, который оказывает весьма негативное влияние на макроэкономическую стабильность и устойчивость бюджета страны.
9. С 1 мая 2006 года был введен унифицированный тариф на электроэнергию для бытовых потребителей в размере 0,62 Сом/кВтч (или 1,5 цента/кВтч). При этом средневзвешенный тариф по энергосистеме в настоящее время остается существенно ниже тарифа на полное покрытие издержек составляющим 0,94 Сом/кВтч или 2,3 .цента/кВтч. Несовершенство учета реального потребления электроэнергии, тарифы ниже себестоимости и использование перекрестного субсидирования являются существенным препятствием для привлечения инвестиций и развития конкуренции в энергетическом секторе. В последние несколько лет, за исключением небольших объемов капиталовложений в рамках программы государственных инвестиций и собственных средств компаний в развитие сетей, и незначительных ежегодных бюджетных ассигнований для поддержания строительства Камбаратинской ГЭС2, никаких масштабных инвестиций в развитие отрасли не осуществлялось.
10. В последние годы резко снизилась выгода для экономики от экспорта электроэнергии. Ежегодное поступление валюты от экспорта электроэнергии снизилось в 4 раза в 2004 году по сравнению с 2000 годом при примерно равных объемах экспорта электроэнергии. Использование механизма экспорта электроэнергии по схеме «вода-электроэнергия-топливо» сегодня теряет смысл из-за необходимости денежных выплат за импортируемый природный газ.
11. Не налажено также региональное сотрудничество в области энергетики. Политика стран Центральной Азии направлена на обеспечение энергетической и водной безопасности за счет использования только своих внутренних ресурсов в ущерб всего региона, хотя каждая страна региона от совместного использования ресурсов могла бы получить гораздо больше выгоды. В настоящее время актуальным является достижение политического соглашения по уровню компенсации затрат на регулирование воды, между расположенными вниз по течению странами и Кыргызской Республикой.
12. Исходя из вышесказанного основной целью СРС в энергетической отрасли является достижение финансового оздоровления и создание необходимых условий для сбалансированного и комплексного развития энергетического сектора и энергетической безопасности Кыргызской Республики в долгосрочный период до 2025 года.
13. Политика для постижения этой цели состоит из трех частей (институциональная политика, тарифная политика и инвестиционная политика) и будет направлена на решение следующих приоритетных задач в 2006-2010гг.: (I) обеспечение надежности и бесперебойность поставок энергии, прежде всего внутренним потребителям; (II) создание институциональной и нормативно-правовую базы необходимой для завершения начатых в 2001г. структурных реформ; (III) обеспечение поэтапного роста тарифов на электроэнергию до уровня, необходимого для покрытия реальных затрат энергетических компаний и исключить перекрестное субсидирование потребителей к 2009-2010гг. с разработкой механизмов компенсации уязвимым слоям населения и ирригационному сектору; (IY) совершенствование финансового и корпоративное управления субъектов энергетического сектора, усиление коммерческой и финансовой дисциплины в секторе, достижение рентабельности субъектов отрасли параллельно с ростом тарифов посредством роста уровня собираемости платы за поставленную электроэнергию; (Y) разработка и начало реализацию программы по увеличению энергетической эффективности и энергосбережению; (YI) разработка программ снижения потребления углеводородного сырья и его замещения альтернативными источниками энергии а также правил доступа к сетям и продажи энергии от альтернативных источников энергии и механизмов формирования тарифов на их продукцию; (YII) приняты в первоочередном порядке поправок-исключений в законодательство, позволяющих осуществить частные инвестиции в Камбаратинские ГЭС и Бишкекские ТЭЦы; (YIII) передача в концессию или приватизация распределительных электроэнергетических компаний до конца 2007 года.
14. Одним из основных итогов реформирования электроэнергетики станет преобразование существующего оптового рынка электрической энергии в полноценный розничный рынок электроэнергии, обеспечивающий надежное и экономически эффективное энергоснабжение с учетом объективных интересов производителей и потребителей.
15. Структурная политика в газовой отрасли будет направлена на создание условий для обеспечения надежного газоснабжения страны и осуществление конкретных мероприятий по его либерализации. Развитие системы газоснабжения будет осуществляться на основе программы разгосударствления и приватизации газового хозяйства страны, реконструкции и развития газотранспортных сетей в увязке с намечаемыми объемами потребления газа и усилении государственного регулирования. Будет завершена приватизация АО «Кыргызгаз».
16. Развитие нефтяной отрасли предусматривает, в первую очередь, оптимизацию экономической политики государства в отношении налогообложения недропользования, поддержку нефтяного бизнеса путем поощрения привлечению прямых инвестиций для разработки и добычи новых месторождений нефти и газа, а также в подсекторе нефтепереработки в республике. Будет начата и завершена приватизация нефтегазовой отрасли. Приоритетом государственной политики будет стимулирование конкуренции при поставках на внутренний рынок нефти и нефтепродуктов, а также уравнивание условий хозяйственной деятельности всех субъектов рынка.
17. В угольной промышленности будет начат процесс снижения и постепенного прекращения государственной поддержки из республиканского бюджета. Меры политики будут направлены на закрытие убыточных шахт и поддержку связанных с этим социальных расходов, включая переквалификацию и переселение шахтеров, и инвестиционных проектов в отрасли. В целях увеличения конкурентоспособности отрасли и повышения ее инвестиционной привлекательности будет завершена полная приватизация угольной отрасли.
18. Меры политики будут направлены на усиление потенциала Госкомитета по управлению госимуществом в подборе квалифицированных и компетентных кадров на руководящие должности в энергетических компаниях и советы директоров, и проведение конкурсов на максимально открытой основе, обеспечивающей равноправный доступ, а также на ограничение политического вмешательства в реализацию функций Госкомитета по управлению госимуществом и усиление финансовой отчетности и ответственности руководителей компаний, которое будет сопровождаться определенным материальными стимулированием по итогам деятельности. Будет также осуществлен переход к привлечению менеджеров компаний на контрактной основе с разработкой соответствующих механизмов и критериев оценки их деятельности.
19. Повышение финансовой жизнеспособности энергетических компаний и в целом финансовое оздоровление ТЭК является ключевой задачей в среднесрочный период. Решение этой задачи будет осуществляться через сбалансированную тарифную политику и комплекс мероприятий направленных, в первую очередь, на улучшение финансового управления в секторе распределения и поставки электроэнергии и природного газа конечному потребителю, и, в целом, усиление финансовой дисциплины и контроля в энергетическом секторе. Кроме того, ожидается, что политика, направленная на повышение энергоэффективности и более рациональное использование энергетических ресурсов будет способствовать достижению целей стратегии.
20. Основная задача тарифной политики на электрическую, тепловую энергию и природный газ будет нацелена на достижение уровня тарифов с полным возмещением затрат на производство, передачу и распределение к 2010 году (в номинальном выражении с учетом прогнозной инфляции к 2010 г. средний тариф на электроэнергию должен составить 2,3 цента/кВтч). Тарифы будут сбалансированными и стимулирующими рост реального сектора, исключающими перекрестное субсидирование потребителей. Величина тарифа будет определяться классом напряжения, к которому подключен потребитель, что, станет поддержкой развития реального сектора. При этом промежуточные расценки будут нацелены на поэтапное ежегодное сокращение квазифискального дефицита в секторе до 1,9 % ВВП к 2010 году.
21. В целях обеспечения адекватной и более адресной компенсации для малоимущих слоев населения (и льготников), Правительство завершит начатую реформу системы социальной защиты и проведет монетизацию льгот на энергоносители к 2008 году. На основе этих ориентиров, Правительством до конца 2006 года будет разработана и утверждена специальная среднесрочная тарифная политика на электрическую и тепловую энергию на период 2006-2010 годы, а также комплексный краткосрочный План действий улучшения финансового управления распределительными компаниями. До конца 2007 года Правительство разработает и начнет реализацию концепции развития рынка газа, которая будет предусматривать обеспечение поставок газа на внутреннем рынке по свободным ценам и перехода на регулирование тарифов на транспортировку газа по магистральным газопроводам.
22. По некоторым экспертным оценкам потеря выручки от существующего механизма экспорта электроэнергии исчисляется десятками миллионов долларов США. Политика мер в среднесрочный период в этой области будет направлена на разработку механизма прозрачного установления экспортного тарифа, который должен быть не ниже себестоимости электроэнергии сложившейся на энергетическом рынке региона на дату заключения договора. Функции экспорта электроэнергии будут закреплены за генерирующими компаниями под контролем уполномоченного государственного органа.
23. Реализация тарифной политики не даст должного результата без улучшения финансового управления и борьбы с коррупцией на уровне энергетических компаний. Поэтому, рост тарифов будет сопровождаться реализацией мер, направленных на усиление финансовой дисциплины и контроля в энергетическом секторе, которые должны будут обеспечить достижения уровня сборов платежей наличными до 93% к 2010 году.
24. Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития — одна из приоритетных задач СРС. Энергетическая эффективность может быть обеспечена путем осуществления оптимальной ценовой политики и реформирования электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства, внедрения эффективных энергосберегающих технологий, а также организационных мер для более рационального использования энергоресурсов, включающих разработку механизмов экономической заинтересованности предприятий в соблюдении нормативов и стандартов энергоэффективности,
25. С осуществлением децентрализации управления возрастает роль региональных органов власти в реализации имеющегося потенциала энергосбережения, а также в стимулировании притока частных инвестиций в сферу энергосбережения. Программа энергосбережения и эффективного использования энергии, которая будет разработана до конца 2007 года, должна стать составным элементом региональных и муниципальных программ социально-экономического развития,
26. Существующее законодательство не позволяет заинтересовать бюджетные организации в использовании энергосберегающего оборудования. Средства, направленные на оплату коммунальных услуг, можно использовать только по целевому назначению. Политика мер государственных расходов будет направлена на введение ограничений и стимулов для экономного использования бюджетными организациями ассигнований, выделенных на коммунальные услуги.
27. Необходимы инвестиции в высоковольтные линии электропередач и распределительные сети. Относительно остальных секторов ТЭК необходимо привлечение частных инвестиций и проведение полной либеризации цен. По оценкам, общие потребности в инвестициях для развития энергетического сектора в среднесрочный период 2006-2010 годы составляет порядка 3,5 млрд. долларов США. Поэтому инвестиционная политика в энергетическом секторе будет направлена на привлечение частного капитала в развитие сектора. Для этого, политика мер будет сфокусирована на улучшении инвестиционного климата в энергетическом секторе, включая улучшение регулятивной и конкурентной среды для новых инвестиций, совершенствования фискальной политики и обеспечения невмешательства государственных органов в хозяйственную деятельность энергетических компаний.
28. Учитывая большие потребности в инвестициях, в первую очередь, необходимо направить инвестиции в распределительные компании, для снижения коммерческих потерь и устранения технических возможностей для хищений. В этом случае, не потребуется существенных инвестиций, и лишь за счет улучшения контроля финансовых потоков можно увеличить объем денежных средств в энергетическом секторе на 15% и более. Важным вопросом является снижение технических потерь до нормативных величин. В этом случае, появится дополнительная энергия, равная части выработки Токтогульской ГЭС. Реабилитация и приватизация распределительных сетей позволит снизить величину потерь до технических нормативов. В целом, по оценкам экспертов, минимальная потребность в инвестициях распределительных сетей составляет порядка 250 млн. долларов США.
29. В среднесрочный период потребуются инвестиции на реабилитацию существующих генерирующих мощностей. Приоритетными объектами рассматриваются Бишкекская ТЭЦ1, Учкурганская ГЭС и Атбашинская ГЭС. Оценочные инвестиции составляют для ТЭЦ1 – 15 млн. долларов США, для Учкурганской ГЭС – 15 млн. долларов США, и для Атбашинской ГЭС – 10 млн. долларов США. В отношении этих объектов капиталовложения должны быть обеспечены за счет собственных средств, грантов и инвестиций. В отношении тепловых станций (Бишкекской ТЭЦ1 и Бишкекской ТЭЦ2) следует рассмотреть альтернативный подход с привлечением стратегического инвестора, объединив две станции, часть угольного разреза Кара-Кече, принадлежащую государству, и компанию по распределению тепловой энергии в г.Бишкек, и провести переговоры с потенциальным инвестором по форме собственности и управлению.
30. Суммарный гидроэнергетический потенциал малых рек и водотоков оценивается в 5-8 млрд. кВт.ч в год, из которого используется только 3%. За период до 2010 года предполагается осуществить техническое перевооружение и восстановление законсервированных малых ГЭС, а также способствовать построению в различных районах республики новых малых ГЭС. В связи с ростом энерготарифов эффективность функционирования намечаемых к развитию малых ГЭС и окупаемость инвестиций в этот сегмент энергетики будет стимулировать привлечение отечественных и зарубежных инвесторов.
31. Будет введено в обязательном порядке стратегическое экологическое планирование при разработке и внедрении объектов ТЭК. Для районов со слабой экологической устойчивостью и/или попадающих под охрану глобальных экологических конвенций и международных соглашений (биосфера, заповедники и заказники, деградация с/х земель и пастбищ от вырубки леса) будет предусматриваться использование экологически чистых источников энергии, в частности альтернативных.
32. Для сохранения конкурентного преимущества Кыргызстана на региональном экспортном рынке электроэнергии и, соответственно, развития экспортного потенциала одним из приоритетов внешнеэкономической политики страны на средне- и долгосрочную перспективу будет создание открытого регионального энергетического рынка.