6. Фискальная реформа

image_pdfimage_print
1.    Реформирование налоговой системы Кыргызстана будет преследовать решение трех задач: обеспечение сбалансированного развития экономики, стимулирование деловой активности бизнеса через снижение налогового бремени и существенное улучшение качества налогового администрирования. Для этого в 2006 году будет принята новая редакция Налогового кодекса, который станет единым кодифицированным документом, охватывающим все виды налогов и налоговых действий, интегрируя все налоговое поле страны.
 
2.    Предпосылками для разработки новой редакции Налогового кодекса стали: (I) необходимость в упрощении налогообложения; (II) использование более низких налоговых ставок и широкой налоговой базы; (III)выравнивание налогового бремени между различными типами налогоплательщиков; (IY) сокращение использования налоговых льгот и освобождений; (Y) создание одинаковых условий налогообложения для отечественных и иностранных предприятий и физических лиц; (YI) поощрение  добросовестных налогоплательщиков.
 
3.    Ключевыми принципами фискальной политики в данной стратегии будут: (I) предсказуемость; (II) прозрачность; (III) справедливость; (IY) системность мер в рамках утверждённой Стратегии совершенствования налоговой политики в Кыргызской Республике на 2006 – 2008 годы.
 
4.    В основе стратегии фискальной реформы заложены следующие меры: (I) усовершенствование системы взимания НДС, включая сокращение просроченной задолженности по возмещению НДС; (II) сохранение  повышенного регистрационного порога по НДС; (III) расширение налоговой базы путем отмены существующих освобождений; (IY) сохранение плоской шкалы подоходного налога (10%) и ставки налога на прибыль (10%); (Y) дальнейшее снижение ставки тарифов страховых взносов и доведение ее до уровня 25%; (YI) усовершенствование и упрощение налогообложения через введение единого вмененного налога с предоставлением ежегодной финансовой отчётности для повышения прозрачности; (YII) поэтапная отмена каскадных налогов; (YII) пересмотр ставок акцизного налога на алкоголь и введение нового акциза на ввозимый автотранспорт; (YIII) преобразование отчислений на развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы в налог на недропользование с введением «бонусов» и «роялти»; (IX) введение налога на недвижимость после окончательного утверждения механизмов его взимания; (X) с 1 января 2006 года уже увеличены ставки налога на владельцев транспортных средств, что будет способствовать перераспределению налогового бремени на более  обеспеченную часть населения; (XI) пересмотр ставки земельного налога на земли несельскохозяйственного назначения в сторону увеличения; (XII) освобождение от уплаты НДС на импорт оборудования для производственных целей; (XIII) Ликвидация всех СЭЗ за исключением СЭЗ городов Бишкек и Каракол; (XIY) отмена взимания НДС с поставок сельскохозяйственной продукции; (XY) отмена льгот по налогу на прибыль  кредитных союзов и по подоходному налогу — на лотерейные выигрыши; (XYI) рассмотрение возможности снижения ставки НДС.
 
5.    Эти меры будут успешными при условии проведения реформы налогового администрирования, подразумевающей достижение сбалансированности прав налогоплательщиков и налоговых органов, снижение коррупции в налоговых и таможенных органах и повышение эффективности деятельности этих органов. Мерами по повышению эффективности налогового администрирования будут: (I) ликвидация налоговых процедур, подразумевающих индивидуальные решения налоговых органов, либо индивидуальные договоренности налогоплательщиков и налоговых органов; (II) ужесточение ответственности за нарушения учёта доходов; (III) ужесточение уголовной ответственности за сокрытие налогов; (IY) упрощение механизма бесспорного взыскания признанной хозяйствующим субъектом налоговой задолженности; (Y) усовершенствование механизма применения контрольно–кассовых аппаратов.
 
6.    В рамках реорганизации деятельности налоговой службы намечено: (I)оптимизация организационной структуры и функций; (II) внедрение современных информационных технологий; (III) изменение механизмов организационно-методической работы для создания комплексной системы администрирования; (IY) исключение условий для коррупционных проявлений в фискальных органах за счёт сокращения их контактов с налогоплательщиками через внедрение механизма «одного окна» при регистрации субъектов и сдачи налоговых отчетов; (Y) возможность сдачи налоговых отчетов по электронным каналам связи; (YI) сокращение количества налоговых проверок на основе оценки риска неуплаты хозяйствующими субъектами налогов; (YII) оптимизация работы с крупными налогоплательщиками.
 
7.    В целях оптимизации администрирования, усиления ответственности налогоплательщиков, противодействия регистрации недобросовестных фирм и ужесточения ответственности учредителей будут приняты нормы, предусматривающие установление минимального учредительного взноса в зависимости от формы собственности,  юридического статуса и характера экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
 
8.    Основными задачами по совершенствованию таможенного администрирования будут создание максимально благоприятных условий для (I) активизации внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов Кыргызской Республики и (II) значительного притока инвестиций в экономику страны
 
9.    Меры, которые позволят повысить эффективность и прозрачность администрирования таможенных сборов, предполагают: (I) пересмотр в сторону упрощения процедур таможенных проверок на границе; (II) полную автоматизацию прохождения таможенного оформления и контроля, других процессов обмена информацией, её сбора и анализа, а также для возможности электронного заполнения импортных и экспортных деклараций; (III) совершенствование таможенного законодательства с целью приведения его в соответствие со стандартами ВТО; (IY) изменение системы подготовки кадров и стимулирование развития института таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, таможенных складов с жестким контролем нарушения свободной конкуренции в этой сфере; (Y) обеспечение прозрачность деятельности таможенной службы путем обеспечения доступа всех заинтересованных лиц ко всей необходимой им информации, развития партнерского сотрудничества таможни и бизнес сообщества, а также обеспечение беспрепятственного и быстрого обмена информации между таможенными службами Кыргызской Республики и ее основных торговых партнеров, а также с другими органами управления Кыргызской Республики.
 
10.    Для упрощения и ускорения процедуры таможенного оформления будут также приняты следующие меры: (I) разработан и внедрен механизм принятия предварительного уведомления, т.е. когда информация в отношении той или иной партии товара, ввозимого на таможенную территорию Кыргызстана, получается таможней до фактического прибытия этого товара, что позволит сократить время, затрачиваемое на таможенное оформление; (II) внедрение принципа одного окна  для организации  совместного контроля со стороны ведомств, ответственных за радио-, ветеринарный, транспортный (радиационный, ветеринарный, санитарный и фитосанитарный контроль) и иные виды контроля, чтобы он проводился в одном месте; (III) взыскание таможенных пошлин и платежей в строгом соответствии с требованиями Соглашения ВТО о таможенной оценке, согласно которому таможенные пошлины ад-валорем должны взыматься преимущественно на основе информации, представленной в счете-фактуре, а не на основе базовых или минимальных цен, устанавливаемых правительством, для чего необходима эффективная и оперативная информационная система обмена данных с таможенными службами стран -основных торговых партнеров Кыргызской Республики, а также обучение сотрудников таможни.
 
11.    Реализация этих мер позволит увеличить собираемость таможенных пошлин и платежей с 2,0 млрд. сомов в 2006 году до 3,1 млрд. сомов в 2010 году, а НДС на ввозимую продукцию – с 6,7 млрд. сомов в 2006 году до 10,7 млрд. сомов в 2010 году, а также сократить время на таможенные оформление импорта и экспорта с нынешних 4-5 дней до 3 дней в 2010г.
 
12.    В течение 2006-2010гг, будет осуществлен постепенный отказ от взимания платных услуг административными ведомствами, которые к 2009-2010гг. будут полностью финансироваться из государственного бюджета.
 
13.    В целях привлечения дополнительных финансовых средств в экономику Кыргызстана предполагается разработка закона о легализации доходов, который будет предусматривать проведение разовой акции по легализации денег, движимого и недвижимого имущества граждан Кыргызской Республики, которые ранее были выведены из легального экономического оборота и не были задекларированы.[1]
 
14.    Для придания реальных стимулов в повышении собираемости налогов и других поступлений, важным условием повышения эффективности межбюджетных отношений станет четкое разграничение доходных источников между уровнями бюджетной системы. Необходимость определения доходного потенциала каждого органа местного самоуправления потребует определения новых нормативов отчислений от общегосударственных налогов, закрепления собственных источников доходов за органами МСУ в увязке с политикой государственных расходов и проводимыми в настоящее время налоговыми преобразованиями.
 
15.    Особое внимание также будет уделено вопросам легализации неформального сектора экономики, который достигает [45-50 %] ВВП. Теневая экономика негативно влияет на налоговую и социальную базу и ведет к порочному кругу взаимного увеличения налогового бремени и теневого сектора. Теневая экономика создает несправедливую конкуренцию для зарегистрированных предприятий и искажает официальную статистику, что приводит к принятию неэффективных решений в области политики.
Теневую экономику нельзя больше рассматривать как временное явление. Она будет расти, если не будет экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости и более справедливым распределением доходов. Более того, атрибутами теневой экономики является бедность и гендерное неравноправие.
В то же время теневая экономика представляет собой значительный потенциал с точки зрения роста рабочих мест и доходов. Легализация теневой экономики может помочь бороться с бедностью и стать эффективным генератором рабочих мест, инноваций, дохода и роста. В этой связи будет создана специальная комиссия при Министерстве экономики и финансов с участием государственных и общественных организаций, которая будет ответственна за разработку и выполнение реформ, направленных на легализацию теневой экономики, и в частности, на:
 
(I) Создание благоприятной правовой и бизнес среды через снижение расходов по регистрации бизнеса и усиление выгод от официальной регистрации, как это описано в [4.х];
(II) Принятие законов, которые признают и защищают предпринимателей и рабочих в сфере неформальной экономики с особым упором на права предпринимателей и гендерное равенство.
Принятие унифицированных налогов, справедливых и простых с точки зрения администрирования, которые не будут провоцировать уход предприятий из легального бизнеса.


[1] Если это не обусловлено политическими причинами этот пункт лучше убрать. Для осуществления этого пункта необходима система декларирования подоходного налога для всего населения, для эффективной реализации, которой у страны сейчас нет институциональных возможностей, а также информация о нелегальном обороте, которой тоже нет.