4. Инвестиционная политика и инвестиционный климат

image_pdfimage_print
1.    В условиях ограничений во внешних заимствованиях из-за высокого уровня накопленного внешнего долга и вызванного этим предстоящего сокращения доли государственных инвестиций, финансируемых в основном за счет внешних кредитных ресурсов, другим основным общеэкономическим приоритетом страны в 2006-2010гг. будет стимулирование притока частных внутренних и иностранных инвестиций в экономику страны, путем осуществления комплекса мероприятий для существенного улучшения инвестиционной привлекательности страны.
 
2.    В отличие от существенного улучшения среды предпринимательства, имевшего место за последние годы, инвестиционная привлекательность страны не увеличилась и инвестиционный климат, несмотря на достаточно либеральное инвестиционное законодательство и все предпринятые в последние годы усилия[1] остается неблагоприятным. По данным обследований Мирового банка и ЕБРР BEEPS-2005[2] интегральный показатель качества инвестиционного климата в Кыргызской Республике в 2005г. составил 25,2 балла по сравнению со средним для стран ЕЦА показателем в 18,2 балла[3] и оценивается как один из наименее благоприятных во всем регионе ЕЦА. В связи с этим в рамках СРС ставится задача выйти в 2009г. на средний для ЕЦА в 2005г. уровень инвестиционной привлекательности и превзойти этот уровень уже в 2010г. Более подробно индикативные показатели СРС по улучшению инвестиционного климата представлены в Приложении Х.2.
 
3.    Основные проблемы, которые необходимо решить для существенного улучшения инвестиционного климата и ускорения экономического роста в порядке их важности для бизнеса следующие: (I) Низкое качество налогового администрирования; (II) Неопределенность и непредсказуемость изменений в экономической политике государства; (III) Высокий уровень коррупции; (IY) Высокая стоимость финансирования; (Y) Макроэкономическая нестабильность; (YI) Таможенное и внешнеторговое регулирование; (YII) Преступность и отсутствие порядка; (YIII) Низкая квалификация работников; (IX) Трудности доступа к финансированию; (X) Судебная система и разрешение конфликтов.
 
4.    Как явствует из этого списка основных структурных и институциональных препятствий для роста инвестиций и развития бизнеса, проблема повышения качества инвестиционного климата носит комплексный характер и затрагивает практически все сферы государственного управления и регулирования Кыргызской Республики. По этой причине основные мероприятия по совершенствованию инвестиционного климата представлены в соответствующих частях СРС.


[1] В частности проводились ежегодные инвестиционные саммиты, где определялись приоритеты страны в области привлечения инвестиций, разрабатывались механизмы по преодолению барьеров, препятствующих их притоку, был создан Консультативный совет по иностранным инвестициям, в который вошли высшие руководители страны, зарубежные инвесторы, а также ведущие местные предприниматели и подготовлены несколько инвестиционных матриц, содержащих меры по сокращению государственного вмешательства в экономику  через снижение регулятивных и контрольных функций,  приняты законы  «О третейском арбитраже», «О микрофинансовых организациях в КР», «О финансовой аренде (лизинге)»,  «О внесении дополнений в Закон КР «О внешней миграции»,  «Об инвестициях в КР», «О банках и банковской деятельности в КР», «Об акционерных обществах», «Об инвестиционных фондах», «Об образовании»,  «О внесении изменений и дополнений в Налоговый Кодекс КР», «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию», «О банкротстве коммерческих банков» и др., направленные в том числе на стимулирование притока инвестиций.
[2] Investment Climate Surveys. Draft Country Profiles. Kyrgyz Republic. 2005 Survey. World Bank, 2005.
[3] Исходя из методики обследования, чем выше интегральный показатель, тем хуже качество инвестиционного климата. Кажущееся противоречие между улучшающейся средой предпринимательства и все еще неблагоприятным инвестиционным климатом обусловлено реальным противоречием между достаточно развитой системой законодательного регулирования, которая является основой для оценки качества среды предпринимательства, и недостаточным и противоречивым характером их внедрения в реальные экономические отношения бизнеса и государства, что служит основой для оценки качества инвестиционного климата. Однако необходимо отметить что основные проблемы развития в этих двух сферах в значительной степени совпадают.