6.1.8. Связь и информатизация
466. Общая оценка текущей ситуации. С 2005 г. Правительством Кыргызской Республики проводится государственная политика, направленная на создание условий для внедрения новых технологий в телекоммуникационную отрасль путем привлечения внешних инвестиций, обеспечения темпов роста дохода отрасли связи на уровне 8% в год, достижения прозрачности и конкуренции на рынке услуг связи, подготовки и обеспечения квалифицированными работниками.
467. В настоящее время отрасль связи является одной из самых динамично развивающихся в стране, объем информации, передаваемых через сеть связи, увеличивается. В целях демонополизации рынка и развития конкурентной среды в отрасли связи осуществляют свою деятельность 257 операторов и служб электросвязи, владеющих 409 лицензиями. На 1 января 2007 г. доходы от услуг связи в Кыргызской Республике составили 5406,8 млн. сомов, на 1 января 2008 г. — 9207,6 млн. сомов. В мировой практике доходы отрасли электросвязи составляют примерно 2,5% к ВВП, в целом в различных странах этот коэффициент колеблется от 1% до 5%, а в Кыргызстане данный показатель составил 5,4% к ВВП. За последние пять лет в республике наблюдается динамичное развитие отрасли телекоммуникаций, причем темпы ее развития превышают темпы роста ВВП страны и составляют в среднем от 20% до 25% ежегодно.
468. Местная телефонная связь обеспечивается ОАО «Кыргызтелеком» и порядка 48 операторами связи. Общее количество основных телефонных аппаратов (ОТА), подключенных к местным телефонным станциям, составляет 482005. Плотность телефонизации — 9,2 ОТА на 100 человек (в 2006 г. составлял 8,9 ОТА). В настоящее время в республике преобладает аналоговая местная телефонная связь. Уровень цифровизации местной сети в 2007 г. составил 60%.
469. В 2007 г. принята в эксплуатацию ВОЛС на участке Тамчи-Чолпон-Ата-Бостери-Булан-Соготту, общей протяженностью 60 км, ВОЛС на участке Балыкчи-Тамчи, протяженностью 44 км и ВОЛС на участке Булан-Соготту-Ананьево, протяженностью 33 км. Подписан Меморандум о взаимопонимании между ОАО «Кыргызтелеком» и компанией «China Telecom» по вопросу строительства волоконно-оптической линии связи в направлении КНР (Ош-Сарыташ-Иркештам). В свою очередь, наличие современной магистральной ВОЛС увеличивает транзитный потенциал республики для организации транспортировки международного трафика по направлениям Таджикистан-Китай и Узбекистан-Китай и позволит добиться относительной транзитной независимости от Казахстана.
470. На рынке сотовой связи получили лицензии 9 операторов сотовой связи, из них в настоящее время 5 операторов связи предоставляют услуги. Сотовый рынок характеризуется следующими особенностями: перечень предоставляемых услуг практически одинаковый у всех операторов сотовой связи, компании-операторы связи конкурируют между собой в части тарифов на оказываемые услуги. Прирост абонентов сотовой связи за 2007 год увеличился в 2 раза по сравнению с 2006 г. (2,2 млн. абонентов) и проникновение сотовой связи на 100 человек составило 42,5%.
471. Разветвленная сеть радиорелейных линий имеет 86 радиорелейных станций (РРС). Через магистральную радиорелейную сеть ОАО «Кыргызтелеком» осуществляется передача сигналов телевидения, радиовещания, телефонных сообщений и другой информации по всей республике. При реализации спутникового проекта по охвату населенных пунктов программой КТР, где ранее отсутствовало вещание данной телепрограммы, по республике в 185 населенных пунктах было установлено 175 единиц маломощных ТВ-передатчиков и спутниковых приемных устройств (СПУ). В соответствии с сеткой предоставляемых услуг технических средств ОАО «Кыргызтелеком», по республике вещание программы КТР обеспечено на 99,0%, ОРТ — 81,6%, РТР 78,5%, ЭлТР — 68%, I РВ — 95,8%, II РВ — 95%.
472. В области информатизации к 2008 г. были решены следующие задачи: реализован первый этап создания государственного Интернет-портала (государственная компьютерная сеть), на котором размещена информация о направлениях деятельности и услугах, оказываемых органами государственного управления; все центральные органы государственного управления разработали и разместили в сети Интернет информационные веб-страницы; создана сеть Центров общественного доступа к информации для жителей сельских и труднодоступных населенных пунктов; совершенствуется нормативная правовая база; развиваются отраслевые информационные системы и ресурсы (регистр населения, регистр правовых единиц, регистр образования, регистр транспорта, регистр прав на недвижимость, автоматизированные системы: казначейства, по медицине, по геологии и минеральным ресурсам).
473. Достижения и проблемы. К основным проблемам отрасли связи нужно отнести неравномерное развитие телекоммуникационной инфраструктуры. Общее количество сельских населенных пунктов в республике насчитывается 1872, из них на 1 января 2008 г. нетелефонизированными являются 447 сельских населенных пунктов. Это объясняется тем, что 2/3 населения проживает в труднодоступных горных районах, что делает традиционную телефонизацию дорогим мероприятием, требующим значительных капиталовложений. В целом, по количеству телефонных аппаратов на 100 человек (9,4 телефонных аппарата) Кыргызстан в 7 раз отстает от уровня таких стран, как Дания, Норвегия, Швейцария, США, Германия, где уровень телефонной плотности составляет от 60 до 70 телефонных аппаратов на 100 жителей. На территории СНГ данный показатель составляет в среднем 21,4.
474. Одним из направлений дальнейшего развития сферы телекоммуникаций является внедрение рыночной экономики в данный сектор экономики и стимулирование быстрого роста отрасли через резкое увеличение объема инвестиций в телекоммуникации путем привлечения новых источников финансирования. Решение этого вопроса возможно за счет перевода телекоммуникационного сектора на надежную коммерческую основу, обеспечивающую выживаемость в острой конкурентной обстановке, существующей в международной телекоммуникационной среде. Поэтому Правительством Кыргызской Республики было решено реализовать госпакет акций АО «Кыргызтелеком», доля которых составляет 77,84%.
475. Объем привлеченных инвестиций операторами в отрасль на приобретение радиоэлектронных средств (РЭС) и высокочастотных устройств (ВЧУ) составляют в среднем от 70 до 90 млн. долл. США, что свидетельствует об увеличении инвестиционной привлекательности отрасли и росте спроса на телекоммуникационные услуги со стороны бизнес-сектора. Рост привлеченных инвестиций операторами на приобретение РЭС и ВЧУ за 2001-2007 гг. увеличился в 22,3 раза. В то же время, несмотря на возрастающий интерес зарубежных инвесторов к Кыргызстану, в структуре капитальных вложений основным источником финансирования инвестиций остаются собственные средства компаний. Вместе с тем в Азербайджане, Армении, Таджикистане и Узбекистане более 50% инвестиций — это иностранные инвестиции.
476. В целом, в республике в настоящее время зарегистрировано более 8 тысяч РЭС (без учета мобильных терминалов). Наличие такого количества радиоэлектронных устройств привело к усложнению электромагнитной обстановки, в особенности в южном регионе с сопредельными государствами (Узбекистан, Таджикистан), а также в городе Бишкек и некоторых районах Иссык-Кульской области, что делает необходимым усиление контроля и соблюдение дисциплины при использовании радиочастотного спектра (РЧС). Имеющееся оснащение радиоконтрольных пунктов в республике позволяет выявить лишь малую долю незаконно действующих РЭС. В результате, отсутствие государственной системы радиомониторинга влечет за собой такие негативные последствия, как:
(i) снижение качества предоставляемых услуг вследствие игнорирования технических норм, несоблюдение уровня побочных излучений и воздействие незаконно действующих передатчиков, которые без учета электромагнитной совместимости влияют на качество связи;
(ii) снижение доходов государства за счет нелегального использования радиосвязи путем нелегального оказания услуг связи, что приводит к сокрытию доходов и соответственно снижению налоговых поступлений;
(iii) потеря национального радиочастотного ресурса;
(iv) информационная экспансия со стороны сопредельных государств.
477. Несмотря на высокие темпы развития ИКТ в последнее десятилетие, Кыргызская Республика не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества. Отчасти такое положение вызвано общеэкономическими причинами (длительный кризис в экономике, низкий уровень материального благосостояния большинства населения). Все эти факторы привели к возникновению ряда проблем в сфере информатизации:
(i) недостаточность финансовых средств для реализации мероприятий по ИКТ;
(ii) отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынков товаров и услуг, в том числе в сфере электронной торговли;
(iii) недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИКТ;
(iv) недостаточное развитие ИКТ в области государственного управления, неготовность органов государственной власти к применению эффективных технологий управления и организации взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами.
478. Приоритеты. Приоритетами развития отрасли телекоммуникации являются развитие телекоммуникационной инфраструктуры и строительство магистральных линий связи для обеспечения доступа всех регионов страны минимальным пакетом телекоммуникационных услуг, совершенствование механизма правового регулирования, а также внедрение современных технологий для обеспечения доступа к информационным и телекоммуникационным ресурсам.
479. Цель. Целью развития отрасли является построение современной высокотехнологичной и конкурентоспособной Национальной сети передачи данных на основе использования самых современных технологий с одновременным обеспечением гарантированного и равного доступа населения к телекоммуникационным ресурсам страны, а также интеграция Национальной сети в общемировое информационное пространство.
480. Задачи. Для решения проблем в сфере телекоммуникаций необходимо выполнение следующих задач:
(i) полная телефонизация всех нетелефонизированных населенных пунктов Кыргызской Республики;
(ii) провести инвестиционный конкурс по реализации госпакета акций АО «Кыргызтелеком»;
(iii) приближение к полному охвату населения Кыргызской Республики национальной программой телевидения — КТР и 1-ой и 2-ой республиканских радиопрограмм и обеспечения информационной безопасности;
(iv) совершенствование механизма и нормативно-правового регулирования, направленного на развитие рынка телекоммуникационных услуг, стимулирование развития конкуренции и повышение инвестиционной привлекательности;
(v) модернизация телекоммуникационной сети связи и обеспечение условий для перехода от аналоговой на цифровую телекоммуникационную сеть, включая сеть телерадиовещания;
(vi) развитие системы радиомониторинга для обеспечения проверки выполнения условий лицензирования и частотных присвоений, а также оценки реального состояния дел в сфере использования радиочастотного ресурса с подготовкой количественных данных о занятости спектра;
(vii) повышение эффективности коммуникаций и взаимодействия органов местного самоуправления на базе широкого внедрения современных телекоммуникационных технологий и оптоволоконных линий связи.
481. В области информатизации стоят следующие задачи:
(i) совершенствование системы управления и правовой базы ИКТ;
(ii) развитие электронного правительства и внедрение электронных методов управления;
(iii) обеспечение доступа к государственным информационным системам и ресурсам;
(iv) развитие инфраструктуры информатизации и информационных систем и ресурсов;
(v) обеспечение информационной безопасности.
482. Перспективы развития на 2009-2011 гг. Политика и меры. Учитывая дефицит финансовых средств государственного бюджета и безусловную социальную направленность данной Стратегии, необходимо определить приоритеты и выбрать те проекты, которые являются социально важными и первоочередными по обеспечению населения услугами связи в отрасли телекоммуникации Кыргызской Республики на 2009-2011 гг.:
(i) Телефонизация нетелефонизированных населенных пунктов подразумевает организацию сегмента радиодоступа на основе технологии CDMA-450 в исследованных пунктах для обеспечения регионов со слабой и отсутствующей инфраструктурой такими базовыми услугами, как высокоскоростной доступ к сети Интернет и телефонной сети общего пользования. Сеть CDMA-450 будет построена на 100 базовых станциях, функционирование будет осуществляться под управлением двух взаимнореплицируемых узлов, установленных в городах Бишкек и Ош. По проекту для данной наложенной сети вводится выделенная нумерация телефонов общего пользования по зональному принципу и распределяется до 50 тысяч персональных абонентских терминалов.
(ii) Модернизация физически и морально устаревшей телерадиовещательной сети и ее подготовка для перехода на цифровое вещание улучшит качество вещания, увеличится процент охвата населения программами КТР, I РВ и II РВ и приблизится к 100%, ОРТ — 93%, РТР — 82%, ЭлТР — 55%. Будет разработана «Государственная программа перехода на цифровое вещание в Кыргызской Республике». Результатом реализации данной программы станет эффективное использование частотного спектра и увеличение количества программ ТВ и РВ, обеспечение достаточным частотным ресурсом для осуществления вещания государственных программ; повышение качества вещания, предоставление широкого спектра телекоммуникационных услуг.
(iii) Развитие системы радиомониторинга предполагает приобретение помещений под стационарный радиоконтрольный пункт, а также приобретение стационарного и мобильного комплексов радиоконтроля, обучение инженерного персонала по техническому обслуживанию оборудования и анализа поступающих данных.
(iv) В целях совершенствования нормативно-правовых актов необходимо пересмотреть законы КР «Об электрической и почтовой связи» (1998 г.) и «О почтовой связи» (2001 г.). При пересмотре Закона «Об электрической и почтовой связи» будут усовершенствованы принципы межсетевого взаимодействия; стандартизация услуг в секторе ИК, универсальных услуг и механизмов реализации универсального обслуживания; регулирование ресурсов нумерации; лицензирование; частотное регулирование и др. В действующих законодательных актах не предусмотрены нормы, стимулирующие развитие отрасли связи и информатизации в области экспортно-импортной политики, отсутствуют какие-либо специальные налоговые и таможенные пошлины.
(v) Целью строительства волоконно-оптической магистральной сети связи станет высокотехнологичная сеть передачи данных, которая будет представлять собой базу для построения новейшей модели телекоммуникационной системы Кыргызской Республики. В свою очередь использование сети с высокими качественными показателями для предоставления операторами связи телекоммуникационных услуг, как на региональном, так и на уровне международной связи, приведет к повышению качества услуг и обеспечит стабильный рост экономических показателей в отрасли.
(vi) Совершенствование системы управления и правовой базы ИКТ будет направлено на регулирование отношений в сфере информатизации в части обеспечения информационных потребностей общества, защиты прав потребителей электронных услуг, установление компетенции, а также координации деятельности государственных органов в условиях функционирования электронного правительства.
(vii) Создание электронного правительства (ЭП) предполагает развитие инфраструктуры, направленное на развитие базовых компонентов, таких как портал государственных услуг и создание интеграционного ядра ЭП, развитие национальной идентификационной системы и общенационального регистра населения, создание и развитие единой защищенной транспортной среды государственных органов, создание и развитие межведомственных и типовых систем центральных и местных исполнительных органов, а также проведение мероприятий по обеспечению доступа к электронным услугам, организация работы по ликвидации информационного неравенства и повышение уровня образования в сфере информационно-коммуникационных технологий.
(viii) Достижение максимальной доступности информации и услуг государственных органов и органов местного самоуправления для населения, частного сектора и организаций через использование ИКТ будет реализовано путем развития сети центров общественного доступа (ЦОД), обеспечивающей доступ к информации и электронным услугам.
483. Программы и проекты.
(I) Телефонизация нетелефонизированных населенных пунктов.
(II) Модернизация телекоммуникационной сети связи и обеспечение условий для перехода от аналоговой на цифровую телекоммуникационную сеть. В 2008 г. реализуется пилотный проект по внедрению цифрового телевизионного вещания в Баткенской области.
(III) Создание магистральной оптоволоконной связи.
(IV) Реализация Среднесрочного государственного плана мероприятий по информационно-коммуникационным технологиям в Кыргызской Республике на 2008-2011 гг.
(V) Развитие государственной системы радиомониторинга в Кыргызской Республике.
484. Ресурсы. В целом по отрасли связи объем необходимой ресурсной базы оценочно составит 2,5 млрд. сомов.
485. Ожидаемые результаты. Результатом реализации Стратегии в области развития телекоммуникаций станет формирование и разработка политики по улучшению качества услуг связи и общедоступности телекоммуникационных услуг связи путем внедрения беспроводных систем абонентского доступа, построение высокоскоростных транспортных волоконно-оптических магистралей, модернизация и цифровизация телекоммуникационных сетей связи, эффективное использование радиочастотного спектра и повышение инвестиционной привлекательности отрасли. Что касается информатизации, то здесь предполагается создание условий для обеспечения граждан и организаций быстрым и качественным доступом к государственным услугам и повышение эффективности функционирования государственных органов путем широкого применения ИКТ.