5.7. Политика достижения гендерного равенства
226. В процессе разработки СРС на 2007-2010 гг. была проведена его гендерная экспертиза и внедрен ряд мер политики по достижению гендерного равенства в специальном разделе, синхронизированном с Национальным планом действий по достижению гендерного равенства на 2007-2010 гг. (НПД), а также в ряд других разделов документа.
227. Учитывая особенности ситуации, сложившейся вследствие полного отсутствия женщин в парламенте страны и их недопредставленности в исполнительных органах власти, особое внимание в СРС было уделено вопросам политического представительства женщин. Важной мерой политики явилось введение в текст матрицы мероприятий временных специальных мер и индикаторов для оценки прогресса в политическом продвижении женщин.
228. По результатам парламентских выборов 2007 г., среди 90 законодателей страны было избрано 24 женщины (26,6%) от трех политических партий. Женщины входят в руководство большинства комитетов Парламента. Увеличилось политическое представительство в исполнительной ветви власти. Однако, несмотря на то, что женщины составляют 41,9% от числа государственных служащих, количество женщин на высших административных должностях составляет 17,3%. Низким остается количество женщин на уровнях принятия решений в местных государственных администрациях (7%) и в органах местного самоуправления (19,1%). Среди губернаторов областей нет ни одной женщины.
229. Не менее важным вопросом, чем повышение численного политического представительства женщин, является интеграция гендерно-чувствительных мер в секторальные политики и программы. Одним из инструментов такой интеграции является использование гендерно-дезагрегированных индикаторов при проведении мониторинга и оценки Стратегии.
230. Проведенный мониторинг СРС по итогам 2007 г. выявил ряд проблем. Гендерная дезагрегация показателей происходила после определения ключевых параметров Стратегии и без привязки к секторальным политикам. Недостаточная проработанность механизмов реализации и мониторинга Плана мероприятий СРС и НПД как его составной части приводят к формальным действиям со стороны ряда министерств, госкомитетов, ведомств, областных государственных администраций по исполнению гендерных показателей матрицы СРС.
231. Необходимо пересмотреть Национальный план действий по достижению гендерного равенства на предмет гармонизации мер и индикаторов мониторинга с секторальными и территориальными стратегиями развития.
232. Реализация комплексного гендерного подхода требует усиления потенциала национального институционального механизма по достижению гендерного равенства. Для обеспечения координации усилий государственных структур и гражданского общества, определения приоритетных направлений гендерной политики необходимо дальнейшее укрепление и повышение эффективности работы Национального совета по вопросам женщин, семьи и гендерному развитию при Президенте Кыргызской Республики. Учитывая, что функция формулирования приоритетных направлений гендерной политики сохраняется за Отделом экономического и социального развития Администрации Президента Кыргызской Республики, важным позитивным шагом является передача полномочий по реализации гендерной политики Аппарату Правительства Кыргызской Республики. Для осуществления функций по реализации гендерной политики требуется создание структурного подразделения в исполнительной ветви власти.
233. В качестве приоритетных направлений государственной гендерной политики нужно рассматривать повышение участия женщин в процессе принятия решений в исполнительной власти и в органах местного самоуправления. Для достижения данного результата необходимы целенаправленные и системные меры по выравниванию возможностей женщин и мужчин при найме на работу в органы государственной и муниципальной власти, повышению квалификации и продвижению по службе. Также необходимо принятие специальных мер, направленных на:
(i) повышение возможностей женщин в процессе выборов в местные органы власти;
(ii) расширение экономических возможностей женщин и сокращение вертикальной и горизонтальной гендерной сегрегации на рынке труда;
(iii) сокращение разрыва в показателе ожидаемой продолжительности жизни;
(iv) сокращение показателей материнской и младенческой смертности;
(v) усиление внимания к нуждам работников с семейными обязанностями и принятие комплекса мер для совершенствования системы поддержки ответственного выполнения родительских обязанностей;
(vi) предупреждение и снижение уровня гендерного насилия в обществе.