5.4. Создание благоприятного инвестиционного климата и условий для развития малого и среднего бизнеса
173. Кыргызская Республика постоянно проводит политику, нацеленную на макроэкономическую и политическую стабильность и на продолжение курса либеральных и демократических реформ. В Республике уже в течение ряда лет действует режим наибольшего благоприятствования инвестиционной деятельности за счет неукоснительного выполнения правил ВТО, участия в международных инвестиционных соглашениях и принятия недискриминационного и либерального инвестиционного законодательства. Президент Кыргызской Республики в заявлении, обращенном к Жогорку Кенешу и Правительству Кыргызской Республики, подчеркнул необходимость перевода кыргызской экономики из формата потребительской в формат инвестиционный. Основным ключевым условием устойчивого развития экономики страны в среднесрочной перспективе должно стать улучшение инвестиционного климата.
174. В 2005 г. инвестиционная привлекательность страны находилась на достаточно низком уровне. По данным обследований Всемирного Банка и ЕБРР BEEPS-2005(22), интегральный показатель качества инвестиционного климата в Кыргызской Республике в 2005 г. составлял 25,2 балла и оценивался как один из наименее благоприятных во всем регионе ЕЦА (страны Европы и Центральной Азии). По итогам составленного странового рейтинга проектом Всемирного Банка «Ведение Бизнеса», Кыргызская Республика занимала 84-е место из 145 стран мира(23). Согласно ежегодному докладу Всемирного Экономического Форума «Глобальная конкурентоспособность»(24), Кыргызская Республика находилась на 119-м месте из 131.
175. Правительство Кыргызской Республики предприняло значительные усилия, направленные на коренное изменение инвестиционной привлекательности страны. Разработан новый Налоговый кодекс, призванный облегчить налоговое бремя и существенно улучшить качество налогового администрирования, вступление в силу которого намечено на начало 2009 г. С 2006 г. освобожден от уплаты НДС импорт оборудования, предназначенного для собственного производственного использования. Правительство снизило налог на прибыль для предприятий с 20% до 10%. Свободные экономические зоны предоставляют широкий круг льгот: освобождение от всех видов налогов, пошлин и выплат на весь период деятельности предприятия.
176. В целях улучшения инвестиционного климата и бизнес-среды в 2007 г. создан Инвестиционный совет при Президенте Кыргызской Республики с участием представителей государственных органов, основных доноров (международных финансовых организаций), частного сектора (иностранных и отечественных инвесторов). Основной целью Инвестиционного совета является улучшение инвестиционного климата и бизнес-среды на основе диалога между бизнес-сообществом и государством. Благодаря этому Инвестиционный совет является эффективной площадкой для обсуждения вопросов сотрудничества между государством и частным сектором. В рамках работы Инвестиционного совета был принят ряд государственных решений, направленных на коренное улучшение государственного администрирования, среди них законы «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства», «Об оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности». Был принят ряд Указов Президента Кыргызской Республики, устанавливающих дальнейшие направления совершенствования государственной политики, в частности по совершенствованию проведения проверок, по оптимизации разрешительно-регулятивной системы, по улучшению экспортно-импортных процедур, в сфере градостроительства и совершенствования лицензионно-разрешительных процедур инвестиционно-строительного процесса. В ближайшей перспективе намечено разработать механизмы периодического рассмотрения инвестиционных обязательств на уровне Правительства Кыргызской Республики.
177. В целях упорядочения проверок, проводимых государственными контролирующими органами, а также создания благоприятных условий для развития предпринимательства в апреле 2008 г. Президент Кыргызской Республики подписал Указ «О моратории на проверки,
178. Правительством осуществляются кардинальные реформы по улучшению международных рейтингов страны. Одним из ярких примеров является успешно проведенная программа «100 дней реформ» по проекту Всемирного Банка «Ведение бизнеса», в рамках которого разработан и утвержден комплекс законопроектов и нормативно-правовых актов, направленных на снижение бюрократических и административных барьеров при ведении бизнеса. В процессе работы над улучшением рейтинга было исключено, по крайней мере, 30 ненужных процедур, пересмотрено 11 законов и положений. Кыргызстан вошел в тройку стран мира, показавших наиболее динамичное продвижение регулятивных реформ. Страна в рейтинге 2009 г. поднялась с 99-го на 68-е место.
179. Об улучшении ситуации говорит динамика инвестиций в основной капитал. Удельный вес инвестиций в валовом внутреннем продукте, который достиг минимума в 2003-2004 гг. (около 10,8%) начал увеличиваться с 2005 г. и в 2007 г. достиг 17,4%, что представляет собой исторический максимум за последние 10 лет. При этом качественно изменился тип инвестиционного роста, если ранее уровень инвестиций был обеспечен за счет иностранных кредитов практически наполовину (в 2000 г. — 47,7%), то в 2007 г. эта доля упала до 14,5%, то есть источниками инвестиций стал частный сектор экономики. В последние годы общая динамика инвестиционной деятельности характеризуется устойчивым ростом иностранных инвестиций. В 2007 г. объем ППИ составил 436,8 млн. долларов США, что практически вдвое превышает данные 2005 г.
180. Однако необходимо отметить, что, несмотря на позитивные тенденции в инвестиционном секторе, уровень валовых накоплений еще не достиг уровня, который в состоянии обеспечить устойчивый экономический рост. Проблемы, мешающие росту инвестиционной активности, лежат в различных сферах, и в частности, в законодательстве и его исполнении, отсутствии нормативно-правовой основы для развития инфраструктурных инвестиционных проектов, неэффективной институциональной структуре привлечения и продвижения инвестиций.
181. Действующая система законодательства и ее исполнение в административной сфере имеет ряд недостатков, к числу которых относится значительное количество дублирующих, противоречивых нормативных актов, наличие юридических коллизий, несоответствие принимаемых подзаконных актов законам, регулирующим отношения в сфере предпринимательства либо искажения их норм, что, как следствие, ведет к незащищенности прав собственности и к потере устойчивости экономической системы. Законодательству присуща дискреционность, то есть широкие полномочия ведомств, что приводит к неясности в функциональных обязанностях и необоснованным требованиям и избыточности, когда ведение любого вида бизнеса сопровождается необходимостью получения какого-то документа или согласительной визы, без которых деятельность считается противоправной. Принятые законы, регулирующие деятельность бизнеса, не проанализированы с точки зрения их регулятивного воздействия.
182. Институциональная система не обеспечивает эффективную реализацию функций инвестиционной политики. Помимо Министерства экономического развития и торговли Кыргызской Республики, которое является центральным органом по проведению единой государственной политики в сфере привлечения инвестиций, в настоящее время задачами привлечения и поддержки инвестиций занимается ряд государственных организаций. Также создан ряд институтов развития, работающих в сфере реализации инвестиционной политики, и в частности, Фонд развития Кыргызской Республики, ответственный за реализацию приоритетных инвестиционных проектов. Необходимо отметить, что инвестиционная политика фокусируется на вопросах улучшения инвестиционного климата, тогда как вопросу продвижения инвестиций уделяется меньше внимания. Существует проблема четкого разграничения функций институтов, вовлеченных в привлечение, поддержку и продвижение прямых иностранных инвестиций.
183. Проблема повышения качества инвестиционного климата носит комплексный характер и затрагивает практически все сферы государственного управления и регулирования Кыргызской Республики. В данном разделе представлены основные мероприятия, образующие ядро инвестиционной политики, реализующей приоритеты политики государства в области создания благоприятного инвестиционного климата и деловой среды, в частности:
(i) создание системы стабильного и предсказуемого законодательства страны;
(ii) отказ от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса;
(iii) создание эффективной институциональной системы для продвижения инвестиций;
(iv) усиление конкурентоспособности страны через улучшение международных инвестиционных рейтингов.
184. В сфере законодательства необходимо устранить противоречия в нормативно-законодательной базе, регулирующей инвестиционную деятельность на основе анализа регулятивного воздействия и реализации принципа гильотины, создать институциональную и нормативно-правовую базу, необходимую для развития инфраструктуры страны на базе государственно-частного партнерства. Так необходимо будет разработать Закон Кыргызской Республики «О государственно-частном партнерстве», будут подготовлены изменения в Закон «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов и представительств», нацеленные на дальнейшее упрощение процедур регистрации, будут пересмотрены законы о концессиях, государственных закупках, о платных дорогах, энергетике в целях внедрения новых методов государственно-частного партнерства и механизмов финансирования. После внедрения Налогового кодекса важно рассмотреть возможность создания четкой системы преференций иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции в приоритетные отрасли экономики, пересмотреть Закон Кыргызской Республики «О лицензировании».
185. В сфере администрирования необходимо уменьшить до минимума проверки субъектов предпринимательства с фокусом на недобросовестных предпринимателей на основе внедрения механизмов управления рисками неисполнения законодательства, создать простые и прозрачные режимы налогообложения малого и среднего бизнеса, предусматривающие минимальные требования к учету и отчетности, внедрить механизмы единого окна в сфере регистрации предприятий и осуществления экспортно-импортных операций на основе современных информационных и управленческих технологий.
186. В сфере совершенствования институциональной системы необходимо создать институциональную систему эффективного продвижения инвестиционных проектов на базе функционального анализа государственных органов в сфере инвестиций, в частности необходимо создание Агентства по продвижению инвестиций (далее — АПИ) при Министерстве экономического развития и торговли Кыргызской Республики. АПИ будет предоставлять широкий спектр услуг — от поиска инвесторов до запуска проектов. В функции АПИ будут входить поиск потенциальных инвесторов, определение необходимых для них проектов, оказание помощи в регистрации предприятия, предоставление услуг, нужных для запуска проекта, а также поддержание и консультирование на период реализации проекта. Правительству следует поддерживать в рамках государственно-частного партнерства неправительственные структуры, деятельность которых направлена на продвижение прямых иностранных инвестиций. Необходимо создавать законодательные и практические механизмы защиты интересов и прав инвесторов при реализации инвестиционных проектов.
187. В целях дальнейшего развития малого и среднего бизнеса важно устранить административные барьеры, сократить теневой оборот в малом и среднем предпринимательстве и создать максимально прозрачную законодательную основу для развития малого и среднего предпринимательства. Необходимо усилить финансовое обеспечение государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства, в частности, предполагается активизировать работу ОАО МКК «Фонд развития предпринимательства», который в перспективе превратится в один из главных источников финансирования инвестиций для малого и среднего бизнеса.
188. В целях повышения конкурентоспособности страны необходимо добиться того, чтобы Кыргызская Республика к 2011 г. вошла в первую двадцатку в рамках проекта Всемирного банка «Ведение бизнеса» и улучшила показатель Кыргызстана на 30 пунктов в рамках отчета Всемирного экономического форума «Индекс конкурентоспособности стран», разработав программу мероприятий, нацеленную на повышение позиции страны в этих рейтингах. Предстоит разработать единую систему рейтинговой оценки свободы предпринимательства в регионах республики, которая должна быть призвана представлять объективную оценку ее развития, увязать деятельность государственных институтов с прогрессом в международных рейтингах.
————————————————————————————————————————————————————-
22Investment Climate Surveys. Draft Country Profiles.
23Ease of Doing Business Index, Rankings, World Bank 2008
24Global Competetivness Report 2007-