1.2. Актуальность Стратегии Развития Страны на 2009-2011 гг.
11. Актуальность и потребность в едином стратегическом документе развития Кыргызстана на ближайшее будущее в условиях обозначившихся вызовов и рисков многократно возрастают.
12. Сегодня необходима четкая стратегия преодоления всех этих препятствий дальнейшему возрождению Кыргызстана и построению подлинно демократического государства.
13. Конкуренция в мировой экономике все более нарастает. Вокруг нас — страны с более развитой экономикой. Их явные экономические преимущества дают повод для роста геополитических амбиций. В этих условиях необходимой становится потребность в стратегическом видении роли и места Кыргызстана в мировой и региональной системах.
14. Кризисные проявления в развитии мировой экономики, с одной стороны, и ограниченность внутренних ресурсов — с другой, исключают элементы неопределенности и непредсказуемости в принятии стратегических решений. В условиях неустойчивости ситуации на мировых рынках Правительство должно найти достаточные инструменты для обеспечения макроэкономической стабильности.
15. Главная проблема нынешнего состояния экономики в целом — это ее крайняя неэффективность. Производительность труда остается недопустимо низкой. Те же затраты труда, что и в более развитых странах, приносят Кыргызстану в несколько раз меньшую отдачу. И это вдвойне опасно в условиях растущей глобальной конкуренции и увеличивающихся затрат на квалифицированный труд, на энергоносители.
16. Правительство должно стать центром выработки идеологии и стратегических планов. Сегодня на первый план выдвигается превентивный подход в развитии взамен оперативных действий и несогласованных шагов в решении возникающих проблем. Все ветви власти должны согласовывать и полностью подчинять свои действия стратегическим целям развития, определенным в настоящей Стратегии.
17. Это означает, что каждый шаг Правительства, каждое его решение должны быть строго согласованным со стратегическими целевыми параметрами. Правительство должно жестко выполнять определенные ему планы и достигать поставленных перед ним целей через стратегические программы министерств, ведомств и областей. На базе этих программ и будет оцениваться результативность работы, как Правительства, так и отдельных министерств и ведомств.
18. В сфере бюджетного планирования предстоит уже с 2009 г. начать законодательно внедрять элементы среднесрочного финансового планирования страны. Это позволит рационально использовать бюджетные ресурсы на приоритеты развития, обозначенные в настоящей Стратегии.
19. Прежних способов управления рыночными преобразованиями в стране уже недостаточно. Нужны новые подходы, ориентированные на четкие принципы разработки, принятия и исполнения решений. Чертами завтрашней системы государственного управления становятся самостоятельность и ответственность, следование общей идеологии развития страны, эффективное использование ресурсов, смелые и неординарные решения, поддержка инициативы и инноваций, повышение потенциала кадров, их компетенции и кругозора.
20. Правительство должно быть нацелено на результат через:
(i) качество экономического роста;
(ii) качество жизни кыргызстанцев;
(iii) качество управления страной; и
(iv) качество окружающей среды.
Поэтому в СРС-2 предусмотрен широкий круг преобразований, направленных на серьезную модернизацию управления. Переход на гибкие принципы государственного регулирования без прямого вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов позволит восстановить доверие граждан к структурам управления исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Предстоит продолжить работу по формированию независимой и высокоэффективной судебной власти как безусловного гаранта защиты прав предпринимательства, в том числе от произвола чиновников.
21. Действенным сигналом обществу, бизнесу и внешним инвесторам станет реализация мер Стратегии, направленных на:
(i) защиту прав человека;
(ii) защиту собственности; и
(iii) обеспечение верховенства закона в Кыргызстане.